Людмила Козырева
Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет: игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 – 3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
Публикация «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет: игры и упражнения» размещена в разделах
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы;
- способствует улучшению артикуляционной моторики.
- развивает чувство ритма и координацию движений.
- поднимает настроение ребенка.
Развитие мелкой моторики происходит с помощью многих способов. К ним относятся:
Пальчиковые игры;
Занятия с мелкими предметами;
Массаж пальцев;
Лепка и рисование.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Все дети без исключения обожают играть! Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше. Самые простые упражнения для пальцев.
Пальчиковые игры
«Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
«Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Пальчики-грибочки
Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел, потому и потолстел!
Занятия с мелкими предметами
Ищем мелкие предметы в воде и крупе.
Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс. Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.
- найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету);
- вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам;
Сортируем крупу:
Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. Это простое занятие можно сделать разнообразным и веселее.
1. Накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку) :
2. Помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки «камешками». У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль, лисичке — камушки поменьше (горох, ну а белке – самые маленькие (гречка).
По такому же принципу можно играть в огород — помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т. п.).
Массаж пальцев Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
Грецкий орех
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
Карандаш.
Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Колючий мячик
Ребёнок катает мячик между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки
очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
вас уколет можжевельник!
Массаж (самомассаж) фаланг пальцев
Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.
По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)
А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)
Лепка и рисование
Заниматься рисованием и лепкой с детьми 2–3 лет следует систематически 1–2 раза в неделю, продолжительность занятия составляет 5–10 минут.
Рисование ватными палочками.
Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш). Кроме того, рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.
- смазывать ранки у слоненка зеленкой;
- можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т. п.).
Лепка.
Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!
С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:
- лепить пирожки с начинкой.
- лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т. п.).
- лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т. п.
- осваивать технику размазывания пластилина:
- очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей от 1 до 3 лет.
Рекомендации для родителей
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.