Патенкова Ирина
Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи посредством продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь имеет огромное значение в жизни человека. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, фи-зическим и психическим.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи посредством продуктивной деятельности» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если посмотреть на ход развития речи ребёнка то можно отметить, что сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь паль-цевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умствен-ную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пре-делах нормы.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ре-бенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики. Одним из та-ких средств является продуктивная деятельность. Продуктивная деятельность ребёнка - это деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации и т. д.)
Я в своей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию мелкой моторики рук активно использую следующие виды продуктивной деятельности :
1. Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной,пластилином, тестом, посредством придания ему формы с подмогой рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п.
Основным инструментом в лепке является рука (правильней, обе руки, следственно, ярус знания зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом либо ножницами. Когда ребенок раскатывает и разминает пластилин, мышцы и суставы пальцев получают пригодную нагрузку. Лепка пластилином дозволяет активизировать сенсорное становление ребенка, развивает верное восприятие формы предметов, верную передачу пространственных отношений между ними. Это - самый осязаемый вид творчества. Свое творение дозволено не только увидеть, но и потрогать, взять в руки, изменить либо добавить какие-нибудь детали. При работе с пластилином координируются движения не только рук,но и глаз, прогрессирует цветовое воспринятое, знание различать основные цвета и их оттенки. Лепка полезно влияет на нервную систему. Ребенок не опасается ошибиться, ведь пластилин - магический материал. Неизменно дозволено что-нибудь исправить, переделать, добавить, убрать, увеличить либо уменьшить. В процессе занятий формируется усидчивость, целеустремленность, желание как можно отличнее исполнить свою работу.
Усердствуя, для того чтобы вернее передать форму, ребенок энергично работает всеми пальцами, а это, как известно, способствует речевому развитию. Руки, пальцы с их тонкой моторикой учатся координации с глазами и включения в работу сразу 2-х полушарий (левого- разумного, анализирующего и правого - интуитивного, чувствительного).Пименова Е. П. подчеркивает, что «чем огромнее дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев».
Тестопластика способствует нормализации тонуса и активизации мелкой мото-рики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладо-ни. Происходит мощное воздействие натактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук,повышается координация и точность движений. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность,развивается общая ручная умелость, мелкая моторика,синхронизируются работа обеих рук. Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
2. Торцевание - достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования из комочков салфеток или гофрированной бумаги. Не-смотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой и салфетками развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка.