Валентина Вильчинская
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Наблюдая за детьми в детском саду обратила внимание на то, что у некоторых детей пальцы рук малоподвижны. Если у меня спросят является ли этот вопрос проблемным на сегодня, я отвечу да. Мне кажется, что мы далеко не в той степени уделяем этому внимание как в ДОУ, так и в семье. Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, они требуют специального развития. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающие значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Развитые детские руки нужны не только для школы, но и для всей последующей жизни наших детей. Поэтому, я считаю, что наиболее верный путь – не ждать школу, а готовится к ней. Ещё я поняла, что без помощи родителей мне не справится. Когда я стала привлекать родителей, то поняла, что многих родителей надо тоже этому учить. Учить, как развивать мелкую моторику рук. И мы стали учиться. А как у нас это получилось смотрите сами.
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.
Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликация, рисование. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, но формируется элементарные графические умения, столь необходимые для развития мелкой моторики. Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка не развивают мышцы пальцев рук.
Также эффективны игры с мячом, которые полезны для стимулирования развития кистей рук.
Игры и занятия с палочками Кюизенера и со счётными палочками доставят детям и взрослым интеллектуальное удовольствие. Задания и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Игры с прищепками тоже способствуют развитию мелкой моторики. Они способствуют развитию фантазии, воображения, внимания.
Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности предмета, определить название предмета, размер. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение, и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми в образы и представления.
Хорошо развивают мелкую моторику игра «Собери картинку».
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они тренируют точность двигательных реакций развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
Игры с блоками Дьенеша развивают не только мелкую моторику но и ускоряют процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений.
А ещё мы с детьми сделали вот такие игрушки. Они тоже служат для развития мелкой моторики. Детям нравится играть с такими шариками. При этом активизируются нервные окончания на пальчиках. Изготовить их очень легко. Нам понадобится наполнитель (он может быть разный – крахмал, мука, рис, пшено и т. д., воздушные шары, пряжа разных цветов или нитки мулине, воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем любой наполнитель. Чтобы наполнитель плотно находился в воздушном шарике, его нужно утрамбовать с помощью карандаша. Снимаем шарик с воронки, выдавливаем лишний воздух, завязываем его нитками. Рисуем фломастерами носик, ротик, глазки, делаем причёску и игрушка готова. Детям очень нравится играть с игрушками, сделанными своими руками.
Конечно это не весь перечень заданий и игр, которые влияют на развитие мелкой моторики. Это и пальчиковый театр, использование элементов ТРИЗ, штриховка, пазлы, шнуровка и т. д. Каждый педагог сам решает какие игры и задания нужны его детям. Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Также помогают развивать речь, повышают работоспособность головного мозга, развивают тактильную чувствительность, снимают тревожность.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.