Елена Серых
Развитие математического мышления у старших дошкольников посредством игры и инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических представлений у дошкольников является длительным интеллектуальным этапом в развитии личности. Оно включает в себя не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики, но и является основной составляющей в системе педагогических знаний.
Публикация «Развитие математического мышления у старших дошкольников посредством игры и инновационных технологий» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дети в дошкольном возрасте не обладают достаточными интеллектуальными способностями, поскольку их сознание обладает определенным жизненным опытом, который недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (телевизоры, мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедийных продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.
Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание малышей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Использование таких новых, непривычных приёмов объяснения и закрепления материала повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
В каждой группе нашего детского сада педагоги создают свою коллекцию видеотеки по различным видам образовательной деятельности. Вот и мы хотели рассказать, как мы используем информационные технологии в своей работе на примере математического и сенсорного развития у старшего дошкольного возраста.
Познавательные занятия по ФЭМП проводим с использованием презентаций. Использование информационных технологий имеет ряд преимуществ:
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей.
Для достижений надлежащих результатов разработали и апробировали технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса:
- создали тематическую копилку мультимедийных презентаций по ФЭМП («Сравниваем предметы», «Учимся считать», «Геометрическая фигура», «Веселая математика», «Дни недели», «Логические задачки» и др.);
- создали картотеку дидактических и развивающих игр, развивающих головоломок по ФЭМП («Чудо-крестики», «Танграм», «Геометрический конструктор», «Уголки», «Математическое лото», «Составление целого из частей», игры на освоение счета, «Геометрические пазлы» и др.);
- создали видеотеку (развивающие мультфильмы) по ФЭМП («Сложение и вычитание до 10», «Предметы и группы», «Найди лишнее», «Учим геометрические фигуры», «Веселая математика» и др.)
- фонотеку для режимных моментов.
В итоге, как мы заметили, дети стали лучше усваивать изучаемый материал за счет того, что мультимедийные презентации несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. У воспитанников повысилась мотивация к обучению и интерес к математике за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Повысилась степень активности в самостоятельной деятельности.
Инновационные технологии, в формировании математических представлений, применяем не только на индивидуальных и групповых занятиях, а также заинтересовываем родителей воспитанников, для применения различных технологий в домашних условиях, что является не менее важным в образовательном процессе. Была проведена консультация для родителей на тему «Использование инновационных технологий в ФЭМП у детей дошкольного возраста».
Периодически проводим беседы на тему «Домашняя математическая игротека». Родителям предоставлены буклеты по изготовлению и применению различных головоломок.
Разработанная система обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а также анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает нам возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, мы получаем характерный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.