Анна Филимонова
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Определение «развитие математических способностей» является довольно сложным, многоаспектным и комплексным. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка понятий.
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Поскольку изучение математики связано не с изучением конкретных предметов (понятия множества, числа, геометрической фигуры, действия, отношения и т. д. являются понятиями высокой степени абстрактности и общности, возникает проблема построения для ребенка адекватных моделей изучаемых понятий, а также еще более важная проблема построения системы моделирующих действий ребенка, связанных не только с изучением предлагаемой ему модели, но и (главное) позволяющих ребенку самому построить модель этого понятия и через процесс ее построения осознать основные свойства и отношения изучаемых математических объектов.
Развитию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Из игры ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, устремлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В начальных классах курс математики не прост. Нередко дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Вероятно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Таким образом, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике еще в детском саду. Вызвав интерес к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Крутецкий В. А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей) :
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Задачи математического и личностного развития детей : научить детей устанавливать связь между целью (задачей, осуществлением (процессом) какого-либо действия и результатом; учить строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения и т. д. ; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.
В математическом образовании нами выделено 5 содержательных линий: алгоритмическая, арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная. Данные линии реализуются не только в процессе формирования элементарных математических представлений, но и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует, то есть осуществляется интеграция математической деятельности ребёнка в его самостоятельную деятельность. Математическое образование построено на основе «последовательно-параллельного» использования игровой, предметно-практической, познавательной и речевой деятельности ребёнка, а также использования в процессе обучения меж предметных связей - математический материал раскрывается в следующих взаимосвязанных направлениях: математика в жизни самого ребёнка, математика в жизни других людей, математика и окружающая природная среда.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становиться полезными - это «мертвый груз». Всегда легче запомнить то, что интересно. Дети начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений является счет предметов и измерения величин. Навыки у них становятся прочными и осознанными. Меняются времена, меняются нравы, и меняются наши занятия. Они становятся более интересными, творческими. Вводятся игровые ситуации, физминутки для снижения психических и физических перегрузок. Введение демонстрационного и раздаточного материала дает ребенку возможность лучше понять смысл темы занятия.
Показывая маленьким детям мир математики, нужно рассказать им о присутствии чисел в мире природы и культуры, обратить внимание что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль. Конкретному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в черствость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна вызывать искусственность самой ситуации обучения. И тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.
Так как ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу, основным способом обучения ребенка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности - эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации.
Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, предоставляющий каждому ребенку индивидуальную траекторию движения в рамках изучения математического содержания, осуществим на математических занятиях посредство системы конструктивных заданий на математическом материале, выполняемых ребенком самостоятельно, и при этом приводящих ребенка к осознанию различных свойств и закономерностей математического характера.
Условия развития ребенка должны разрабатываться в русле непрерывности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования на основе единого концептуального подхода к построению методологии и содержания математического образования ребенка младшего возраста. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста удается благодаря играм. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Следственно, привитие ребенку знаний из области математики в игровой форме, научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Библиографический список
1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 5 – 6 лет : Пособие для педагогов дошкольных учреждений : В 2 кн. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Конспекты занятий. Программа. – 208 с.
2. Воронина Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства : методология проектирования; автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук; Екатеринбург – 2011.
3. Жукова Римма Алексеевна Математика. Занятия с детьми подготовительной
группы. / Сост. Р. А. Жукова. - Волглград: ИТД «Корифей», 2005. - 112 с.
4. Крутетский В. А. Психология математических способностей дошкольников / Под редакцией Н. И. Чуприковой. - М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 416с.