Леся Соколова
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Математические представления включают такие категории, как пространство, форма, величина, время, количество В процессе их изучения дети дошкольного возраста приобретают важный опыт познавательного развития, поскольку получают первичные представления о математических знаках, цифрах, объектах, их связях и отношениях, учатся применять полученные знания в своей практической деятельности.
Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Содержание математического опыта ребенок приобретает в процессе взаимодействия с окружающей действительностью,. Важная роль в данном процессе отводится воспитывающему взрослому: педагогу, родителям.
Формирование математических представлений начинается в период раннего возраста в процессе ознакомления детей с предметным миром, окружающими объектами и их свойствами и [52]. Ребенка знакомят с разными предметами на основе их сравнения. Ребенок рано начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. Подражая взрослым, он пытается измерять предметы, сначала накладывая одни на другие, затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения [7].
У детей среднего возраста формируются элементарные количественные представления : счетная деятельность, умение считать различные совокупности предметов в разных условиях и взаимосвязях. Вырабатывается понимание числа как количественной характеристики совокупности, умение выделять число как общий признак, свойственный нескольким множествам. В средней группе нужно закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник, а затем знакомить с новыми геометрическими фигурами путем сравнения с уже известными.
В старшем дошкольном возрасте занятия по формированию элементарных математических представлений у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. [12].
Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это, в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.
Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д. Нарушение принципа системности и последовательности в работе по развитию математических представлений недопустимо.
Занятия по формированию математических представлений классифицируются на следующие:
а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;
б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;
в) учетно–контрольные, проверочные занятия [5].
Занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению проводятся в начале изучения большой новой темы: обучение счету, измерению, решению арифметических задач и др. Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач следуют за занятиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эти занятия могут быть построены на сочетании разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной. Периодически проводятся проверочные учетно–контрольные занятия, с помощью которых определяют качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно–обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Ее основные элементы – цель, содержание, методы, средства и формы организации работы – теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи [4].
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
Такой комплекс задач является программой математического развития, обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.
Работу по развитию у детей математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2 – 3 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1–3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. В каждой НОД дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний [28].
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике.
Итак, нами было отмечено, что математические представления рассматриваются как представления об определенных математических знаках, фигурах, их свойствах и т. п. Формирование элементарных математических представлений обусловлено возрастными особенностями детей дошкольного возраста
Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.