Ольга Рогачёва
Развитие математических представлений у детей 3–4 лет во время прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка – отдельный режимный момент, имеющий свою структуру и тот временной интервал, во время которого дети могут реализовать не только двигательные потребности, но и удовлетворить познавательный интерес, желание и привычку думать, овладеть речевыми, умственными и практическими навыками. Успешность реализации задач зависит от чёткости планирования структурных компонентов прогулки. Одним из главных компонентов прогулки является – наблюдение, во время которого дети привлекаются к активным мыслительным операциям, широкому включению зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных ощущений. Это важно не только для развития математических представлений, но и более глубокому познанию окружающего мира. Наблюдение предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но так как внимание детей быстро рассеивается, и его очень сложно удержать на каком-то одном объекте, то наблюдение должно быть нерастянутым по времени (7-10 мин, ярким и, конечно же, содержательным. Этому способствует, как правило, сам объект наблюдения, стимулирующий всплеск положительных эмоций, а образная речь взрослого, уместные вопросы, загадки дают возможность для решения программных задач любого направления, в том числе и для развития математических представлений.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Математика входит в жизнь ребёнка как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира. Наблюдая за (живой – неживой) природой, трудом взрослых, жизнью улицы, ребенок развивает умственные способности логического типа, учится выделять основные существенные признаки, параметры объекта и их отношения.
Предлагая задания на ориентировку, сравнение по величине, форме, размеру, вычислительные действия, мы, воспитатели, способствуем не только интеллектуальному развитию ребёнка, а одновременно ненавязчиво предлагаем ребёнку усвоить математические термины в дидактических заданиях, которые являются одним из структурных компонентов, и выступают на прогулке в роли стимуляции детской активности (продолжительность 3-4 мин).
В зависимости от наблюдения дидактические задания могут включаться либо в само наблюдение, либо использоваться в течение всей прогулки. Дидактические задания разнообразны по своим целям (в данном случае речь идёт о развитии математических представлений) : задания на прогулке целесообразнее предлагать на закрепление, углубление и расширение представлений детей. Так как детям свойственно с лёгкостью не только запоминать материал, но и забывать его. Поэтому, учитывая такую особенность, необходимо постоянно возвращаться к ранее пройденному материалу в целях его закрепления. А особое внимание уделять индивидуальной работе с детьми, которые не
могут усваивать знания наравне со всеми. Дидактические задания на ориентировку в пространстве разнообразны, но самые нужные в данном возрасте - это ответы на вопросы «Что справа?», «Куда пойдёшь и что найдешь?», «Чей домик?», «Что изменилось» и т. д.
Дидактические задания на ориентировку во времени важны тем, что приучают детей к анализу. Например, «Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?», «Когда это бывает?
Дидактические задания на закрепление формы: «На какую фигуру похоже?», «Составь узор».
Дидактические задания на установку размерных отношений, т. е величину: «Какого размера?», «Найди противоположное», «Кто быстрее?»
Дидактические задания на закрепление количественных представлений : «Сосчитай», «Считалки», задачки в стихах, которые можно подобрать в соответствии с видом наблюдения. К примеру:
Три ромашки желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
- Сколько же цветов в букете(5)
Два снегиря и шесть синиц
Ребята, сколько всего птиц(8)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку
Три несут былинку
Три несут иголки.
- Сколько их под елкой(9)
В ходе работы у детей происходит накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, способность анализировать и делать вывод. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Список используемой литературы
1. Журнал «Дошкольная педагогика» №7 – 2011г. Л. А. Патракова «Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формированию элементарных математических представлений у дошкольников». с. 16.
2. Журнал «Дошкольная педагогика» №8 – 2011г. Л. П. Бусырева, Л. С. Летягина, Ю. С. Кочура. «Развивающие игры математического содержания»