Полина Рогожина
Развитие математических представлений на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических представлений на прогулке
Концепция становления математических способностей включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые понятия места, формы, объема, времени, числа, их качеств и отношений, которые важны в повседневной жизни.
Публикация «Развитие математических представлений на прогулке» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По Л. С. Выготскому, научные понятия не усваиваются и не запоминаются ребенком, не закрепляются в памяти, а формируются благодаря усердной работе мыслительной деятельности. Дошкольники показывают самопроизвольный интерес к математическим категориям : число, форма, время, пространство, которые могут помочь им ориентироваться в окружающем мире, классифицировать их, соотносить друг с другом. Простые математические представления рано развиваются у детей дошкольного возраста, т. к. речь уже в данном возрасте насыщена математическими понятиями. К 4 годам дошкольники имеют определенный «багаж» элементарныx математических понятий, которые нужно обобщить и классифицировать.
Исходя из непринуждённого освоения элементарныx математически понятий можно отметить прогулку дошкольников.
Например, можно учиться счету во время прогулки следующими способами [2] :
1. Легче всего думать о том, чтобы сосчитать определенные противоположные предметы. Например, автомобили или грузовики, или все машины зеленого цвета, или любые объекты, которые встречаются на пути.
2. Пригласите сегодня своего ребенка на прогулку, чтобы поискать «все парные предметы». Данная игра способствует активному развитию внимания и мышления ребенка: у человека два глаза, два крыла у бабочки, два кустика растут рядом с площадкой. Постепенно усложняя задание, найти предметы, которые расположены на участке по трое и т. д.
3. Для ознакомления с такими понятиями как «широкий-узкий». Предложите младшему дошкольнику сравнить стебель цветка и дерева. Если найти подходящие объекты, то можно сравнить по высоте, размеру растений, объектов окружающего мира и т. д. В процессе игры дошкольник постепенно усваивает эти понятия.
4. В различных видах деятельности ребенок использует математические знания, умения и навыки, на прогулке должны быть задействованы подвижные игры, с помощью которых ребенок осваивает такие умения как количественный счет, умения сравнивать предметы по определенному признаку. Например, в игре «Травка, кустик, деревцо» ребенок усваивает понятия «высокий- низкий».
5. Не мало важно использовать упражнения на развитие ориентировки в пространстве: на себе, от себя, метание мяча, бег, ходьба в различных направлениях.
Рассмотрим подвижные игры для дошкольников для укрепления их математических представлений в соответствии с их возрастом и погодными условиями на обсуждаемые темы [1] :
«На одной ноге по дорожке». Подпрыгивая на левой ноге к указателю и вслед за тем, возвращается на правой ноге к определенному местоположению. Цель: научить ребенка ориентироваться на своем теле и местности.
«Города». Детей нужно разделить на две команды и определить, что будет приносить каждая (кубики, мячики). После этого по команде дети должны принести по два предмета в их «городок». Цель: формировать умение количественного счета.
«День-ночь». Ребята по команде день- продолжают движение, по команде ночь - замирают на месте. Цель: закрепить представления ориентировки во времени.
В соответствии с целями наблюдения также возможно включать дидактические задания в само наблюдение или использовать его во время прогулки. Дидактические задания разнообразны по своему назначению: (в данном случае речь идет о развитии математических представлений). И особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми, которые не могут приобретать знания наравне со всеми. Примеры дидактических заданий на прогулке :
- на ориентирование в пространстве, например – «Что справа?»; «Куда ты идешь и что находишь?»; «Что изменилось» и др. ;
- на ориентацию во времени «Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?»; «Когда это произойдет?»
- на ориентировку по форме «Как выглядит фигура?», «Сделай образец»;
- на постановку размерных отношений, т. е. «Какого размера?», «Найди противоположное», «Кто быстрее?»;
- на закрепление количественных представлений «Считай».
Можно сделать вывод, что развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников происходит в различных режимных моментах. К основным математическим понятиям относят : количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени и пространстве, логика.
В дошкольных учреждениях формирование элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.