Сивцева Айталина
Развитие любознательности посредством легоконструирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие любознательности посредством Лего-конструирования в ДОУ.
Сивцева Айталина Николаевна-руководитель кружка «ЛегоРоб»
«В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию
любознательности при помощи разных видов детской деятельности. Одной из
эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование. LEGO-
конструирование относят к особому виду детской деятельности, в ходе которой у
Публикация «Развитие любознательности посредством легоконструирования в ДОУ» размещена в разделах
дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Ведь ребёнок
прирождённый изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой качества
особенно быстро реализуются и совершенствуются в лего- конструировании. Это одно из
любимых занятий детей нашего детского сада.
ЛЕГО-технология актуальна в условиях внедрения ФГОС дошкольного
образования, потому что:
-позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие»);
-дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и
экспериментальной деятельностью;
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в
режиме игры;
-способствует формированию познавательных действий, становлению сознания;
развитию любознательности, воображения и творческой активности, умению работать в
коллективе.
В настоящее время в дошкольных организациях активно развивается лего-
конструирование. Наш детский сад также заказал и купил несколько лего-наборов для
детей от 2-7 лет. В группах «Кунчээн» и «Кустукчаан» создана развивающая предметно-
пространственная среда, оснащённая конструкторами LEGO «Строительная техника»,
«Кирпичики LEGO для творческих занятий», «Люди мира», «Мой лего робот» «LEGO
Duplo», электромеханический конструктор «LEGO ЕducationWeDo 1,0» и «LEGO
ЕducationWeDo 2,0» с помощью которых дети могут построить самые разнообразные
сооружения, а также собрать робота, дом, машину и др.
Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко
применять в дошкольном образовательном процессе.
Три года назад, когда я только пришла работать в детский сад «Лена» состоялся
конкурс «Лего Мир» в кустовом методическом объединении «Приленское КМО» в
с. Хаптагай. Меня назначили руководителем команды нашего детского сада. При
подготовке воспитанников к соревнованию удивилась, что воспитанники очень
заинтересованы в лего-конструировании, но играли по отдельности, не было единой темы
игр. Кто -то строил дом, кто- то ракету, кто-то вообще динозавров. Увидев, как дети
играют, решила помимо своей работы, организовать кружок «ЛегоРоб». Кружок работает
по трем направлениям:
1. Лего-конструирование;
2. Робототехника;
3. Лего-мультфильмы.
Лего-конструирование. Один из видов, рекомендуемых для старших
дошкольников – это LEGO Duplo. Данная серия разработана для детей от двух до шести
лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что
отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и
тематической направленности. Основное внимание ребят уделяется самому процессу
конструирования, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание
чего-то нового. Поэтому после того, как закончены постройки, обязательно беседуем о
выполненных поделках. Как правило, конструирование завершается игровой
деятельностью. Ребята используют созданные фигуры, модели, LEGO-постройки в
сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в
дидактических играх и упражнениях[1]. Например: «Повтори за мной» (ребенок должен
поставить правильно лего кирпичики по цвету», «Будь внимательным» (педагог
показывает карточки, потом убирает их, ребенок должен по памяти разложить кубики как
было на картинке», «Учим цифры по кубикам» (ребенок ставит столько кирпичиков,
сколько указано цифр на картинке, «На что похож?» (развитие воображения
дошкольников, «Танцуй как робот» (дети танцуют как роботы, музыка останавливается-
никто не должен двигаться).
Знакомство дошкольников с конструкторами начинаю постепенно в процессе
занимательной игры. Кроме того, использую такие формы реализации, как повседневное
самостоятельное конструирование, строительные игры в свободное от плановых занятий
время, индивидуальную работу с небольшой подгруппой одарённых или отстающих
детей.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена
в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала,
занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с
другом.
Робототехника- Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во
все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной
технике. [2] Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и
аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Период старшего
дошкольного возраста у ребенка обычно ярко выражено стремление попробовать самому
воссоздать какой-либо реально дествующий объект. Поэтому детям очень интересно
работать на конструкторах «Лего Ведо», «Мой первый робот».
В детском саду используются групповые, индивидуальные формы организованного
обучения:
-Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать
обучение.
-Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).
-Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по
техническому конструированию).
В кружке используются дидактические и электронные материалы, например:
Лернинг-апс (электронные игры на тему робототехника, карточки «Найди отличия»,
«Робо-пазл».
За этой технологией - большое будущее. Робототехника прекрасно развивает
техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника
показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает
проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. [1]
Направление «Робототехника» поможет педагогам дошкольных образовательных
организаций поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного
мира технического прогресса.
Лего-мультфильмы. Дети очень любят смотреть лего-мультики и я подумала : «А
почему не создать лего-мультфильмы с детьми в нашем садике?».
Сначала изучила в просторах интернета про создание мультфильмов, скачала
необходимые программы (Виндоус лайф, фотошоп, хромакей) и начала реализовывать
третье направление «лего-мультфильмы».
Создание лего- мультфильмов в детском саду – это не только возможно, но и очень
полезно для раскрытия талантов детей, поддержки их творческой инициативы, успешному
развитию каждого ребенка. Но главная педагогическая ценность мультипликации как вида
современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного
развития личности. [3]
На первом этапе ребята самостоятельно придумывают сюжет будущего
мультфильма, или можно конечно взять готовую историю или сказку и экранизировать ее.
На втором этапе при помощи Лего конструктора создают декорации. Героями
мультфильма становятся Лего человечки.
Третий этап. Дети разыгрывают будущий сюжет. Совместно обсуждаем этапы
съемки мультфильма.
Четвертый этап. Приступаем к съемке. Размещая фигурки под фотокамерой,
начинаем двигать героев.
Пятый этап- озвучивание мультфильма происходит с помощью диктофона.
Шестой этап- монтаж всего мультфильма по программам Виндоус лайф, фотошоп,
хромакей.
Конструкторы являются прекрасной развивающей игрушкой для детей разных
возрастов. Современные наборы предоставляют большой выбор способов игры: от
создания простой модели по схеме до проектирования и создания радиоуправляемых
роботов своими руками. Занятия с конструкторами развивают пространственное и
логическое мышление, произвольное внимание, речь и коммуникативные способности
детей, учат их планировать свою деятельность, и контролировать процесс выполнения
задач, развивают их личностные качества и любознательность. [2] Различные способы
организации игры детей задействуют разные сферы их развития, а использование
конструкторов в качестве учебного материала делает игру в конструктор элементом
обучения чтению и счету.
Список литературы:
1. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей: учебник. – М. : Наука, 2014.
– 140 с.
2. Саймон М. Как создать собственный мультфильм – НТ Пресс, 2006.- 337с