МААМ-картинки

Проект «Развитие логоритмики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Аржакова Оксана Степановна
Проект «Развитие логоритмики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сардана» с. Малыкай Нюрбинского района

Проект по теме:

Развитие логоритмики, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Выполнила воспитательница

МБДОУ д/с «Сардана»

Аржакова Оксана Степановна1 кв. кат

Тип проекта:(сентябрь- май)

Целевая группа: дети дошкольного возраста и их коррекция.

Участники проекта: воспитатели и родители.

Проблема: речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция.

Темочки:

Актуальность: Проблема развития речи детей не теряет свой актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процесс общения. Потребность в общении возникает очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребенка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.

Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых»

Логопедическая ритмика -это методика обучения и воспитания лиц с различными с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Основание: личное педагогическое наблюдение.

Гипотеза. Развитие логоритмики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста будет эффективен, если:

• Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи;

• Включить элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса;

• Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи;

• Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях;

• Возбудить интерес к занятию, повысить эмоциональный фон;

• Пополнить словарный запас, закрепить навыков речевых оборотов (быстро- быстро разговаривать);

• Воспитывать организованность, товарищество, волевое качество;

• Развить гуманное отношение к окружающему миру (сострадание);

• Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями, играми;

• Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Универсальные учебные действия:

1. Коммуникативные: выражение своих мыслей достаточной полнотой и точностью, учет и координирование разных мнений и позиций, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных средств и. т. п.

2. Познавательные: использование знаковосимволических средств, извлечение необходимой информации из текстов, осознание произвольного построения речевого высказывания, моделирование, анализ синтеза обобщения и. т. п

3. Личностные; самоопределение, смыслообразование, осознание ответственности за общее дело, нравственно – этическое оценивание усвоенного содержания, следование моральным и этическим нормам.

4. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, контроль, коррекция, оценка.

Технологии: игровая, диалог культур, развивающее обучение, мультимедийные презентации, дифференцированный подход, логоритмика.

Логоритмика- это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:

• Развитие слухового и зрительного внимания;

• Развитие фонематического слуха;

• Развитие пространственной организации движений;

• Развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• Развитие физиологического и фонационного дыхания;

• Формирование артикуляционной базы звуков;

• Развитие чувства ритма;

• Развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;

• Развитие коммуникативных качеств.

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный:

1. Изучение научно- методической литературы по данной проблеме;

2. Создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности сборников речевых, подвижных и пальчиковых игр;

3. Составление перспективного и календарно- тематического планов работы.

2 этап – основной:

1. Содержание деятельности воспитателя:

• Выступление на родительском собрании и педагогическом совете о проекте;

• Выявление стартовых возможностей детей в речи;

• Выстроение систем преподнесения материалов в соответствии с ;

• Проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в домашним условиях;

• Изготовление дидактических пособий.

3 этап – заключительный:

1. Проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;

2. Обработка и оформление документации и материалов проекта;

3. Подведение итогов реализации проекта- оценка эффективности проделанной работы, выявление необходимости и возможности распространения опыта.

Ресурсное обеспечение:

1. Материально- техническое;

• Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СD- диски, интерактивная доска.

• Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубики с изображениями эмоций, наборы предметных и сюжетных картинок с подобранный тесктом, игрушки – забавы, фланеграф.

2. Методическое обеспечение:

• Комплексы артикуляционной гимнастики

• Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры

• Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные с изучаемой лексической темой

• Картотека загадок, прибауток, стихов, скороговорок, пословиц и. т. п.

Ожидаемые результаты:

1. Включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса

2. У детей дошкольного возраста повысится познавательной интерес, творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость. Родители и педагоги (специалисты) повысят свою компетенцию в области развития речи, овладеют технологией

Использования разных направлений логоритмических занятий

3. Улучшиться микроклимат в детском коллективе, в семьях (ребенок)

4. Улучшится взаимопонимание между взрослыми, участвующими в воспитательно- образовательном и оздоровительном процессе (взрослые, детско – родительские отношения (семья)

5. Расширится объем понимания речи, а в последующем активный словарный запас

6. Преодалеется речевой негатизм, которое вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, будут активно участвовать в процесс занятия

7. Развиваются коммуникативные функции речи, установление контакта с детьми

8. Активация словарного запаса детей

9. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире

10. Повышение компетентности родителей с детьми в домашних условиях:

Использование методов и приемов работы, выбору игр.

11. Развитие личности в целом.

Диагностика

по развитию логоритмики, как средство профилактики речевых нарушений у детей старшей группы в 2019-2020 учебном году.

Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Ее основной являются необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи и движений детей.

Проведена анализ зрительно – двигательной координации и неречевых психических функций; использованы методики Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, Л. С. Цветковой. Результаты позволили сделать заключение, что у всех детей, имеющих нарушения речи, наблюдается те или иные проблемы развития двигательных функций, причем в большинстве случаев тяжесть речевого нарушения находится в прямой зависимости от уровня сформированности сложных двигательных двигательных навыков.

Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Работая с детьми, речевых и психофизиологических возможностей. Работая с детьми, определяю уровень актуального и зону ближайшего развития и учитываю темп усвоения материала конкретным ребенком. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Очень важным считаю привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов. С этой целью провожу для них консультации, мастер- классы, приглашаю на занятия.

Выдвинутая ранее гипотеза, о том в результате логоритмических занятий улучшаются речевые, двигательные, музыкальные способности, нашла свое подтверждение в результатах диагностики, проведенной мною в 2018 и 2019 учебном году. Диагностической группой являлись дети 3-4 летнего возраста (15 человек). Ниже представленные диаграммы показывают результаты сравнительного анализа развития у детей речевых и неречевых психических функций.

Таким образом, результаты сравнительного анализа диагностики развития речевых и неречевых психических функций детей позволили сделать вывод, что выбранная система работы способствует эффективному повышению уровня речевого, музыкального и двигательного развития. Отмечается зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшается фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно- сосудистой, дыхательной двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольниковДидактическое пособие «Послушный ветерок» как средство профилактики фонетических нарушений старших дошкольников Актуальность У детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи неравномерное распределение.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие логоритмики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 января 2025 в 14:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие логоритмики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Аржакова Оксана Степановна (УИ 3527416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД