Аржакова Оксана Степановна
Проект «Развитие логоритмики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сардана» с. Малыкай Нюрбинского района
Проект по теме:
Развитие логоритмики, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Выполнила воспитательница
МБДОУ д/с «Сардана»
Аржакова Оксана Степановна1 кв. кат
Тип проекта:(сентябрь- май)
Целевая группа: дети дошкольного возраста и их коррекция.
Участники проекта: воспитатели и родители.
Проблема: речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логопедическая ритмика
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Актуальность: Проблема развития речи детей не теряет свой актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процесс общения. Потребность в общении возникает очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребенка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.
Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых»
Логопедическая ритмика -это методика обучения и воспитания лиц с различными с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.
Основание: личное педагогическое наблюдение.
Гипотеза. Развитие логоритмики как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста будет эффективен, если:
• Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи;
• Включить элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса;
• Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи;
• Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях;
• Возбудить интерес к занятию, повысить эмоциональный фон;
• Пополнить словарный запас, закрепить навыков речевых оборотов (быстро- быстро разговаривать);
• Воспитывать организованность, товарищество, волевое качество;
• Развить гуманное отношение к окружающему миру (сострадание);
• Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями, играми;
• Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Универсальные учебные действия:
1. Коммуникативные: выражение своих мыслей достаточной полнотой и точностью, учет и координирование разных мнений и позиций, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных средств и. т. п.
2. Познавательные: использование знаковосимволических средств, извлечение необходимой информации из текстов, осознание произвольного построения речевого высказывания, моделирование, анализ синтеза обобщения и. т. п
3. Личностные; самоопределение, смыслообразование, осознание ответственности за общее дело, нравственно – этическое оценивание усвоенного содержания, следование моральным и этическим нормам.
4. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, контроль, коррекция, оценка.
Технологии: игровая, диалог культур, развивающее обучение, мультимедийные презентации, дифференцированный подход, логоритмика.
Логоритмика- это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:
• Развитие слухового и зрительного внимания;
• Развитие фонематического слуха;
• Развитие пространственной организации движений;
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• Развитие физиологического и фонационного дыхания;
• Формирование артикуляционной базы звуков;
• Развитие чувства ритма;
• Развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
• Развитие коммуникативных качеств.
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный:
1. Изучение научно- методической литературы по данной проблеме;
2. Создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности сборников речевых, подвижных и пальчиковых игр;
3. Составление перспективного и календарно- тематического планов работы.
2 этап – основной:
1. Содержание деятельности воспитателя:
• Выступление на родительском собрании и педагогическом совете о проекте;
• Выявление стартовых возможностей детей в речи;
• Выстроение систем преподнесения материалов в соответствии с ;
• Проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в домашним условиях;
• Изготовление дидактических пособий.
3 этап – заключительный:
1. Проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
2. Обработка и оформление документации и материалов проекта;
3. Подведение итогов реализации проекта- оценка эффективности проделанной работы, выявление необходимости и возможности распространения опыта.
Ресурсное обеспечение:
1. Материально- техническое;
• Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СD- диски, интерактивная доска.
• Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубики с изображениями эмоций, наборы предметных и сюжетных картинок с подобранный тесктом, игрушки – забавы, фланеграф.
2. Методическое обеспечение:
• Комплексы артикуляционной гимнастики
• Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры
• Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные с изучаемой лексической темой
• Картотека загадок, прибауток, стихов, скороговорок, пословиц и. т. п.
Ожидаемые результаты:
1. Включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса
2. У детей дошкольного возраста повысится познавательной интерес, творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость. Родители и педагоги (специалисты) повысят свою компетенцию в области развития речи, овладеют технологией
Использования разных направлений логоритмических занятий
3. Улучшиться микроклимат в детском коллективе, в семьях (ребенок)
4. Улучшится взаимопонимание между взрослыми, участвующими в воспитательно- образовательном и оздоровительном процессе (взрослые, детско – родительские отношения (семья)
5. Расширится объем понимания речи, а в последующем активный словарный запас
6. Преодалеется речевой негатизм, которое вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, будут активно участвовать в процесс занятия
7. Развиваются коммуникативные функции речи, установление контакта с детьми
8. Активация словарного запаса детей
9. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире
10. Повышение компетентности родителей с детьми в домашних условиях:
Использование методов и приемов работы, выбору игр.
11. Развитие личности в целом.
Диагностика
по развитию логоритмики, как средство профилактики речевых нарушений у детей старшей группы в 2019-2020 учебном году.
Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Ее основной являются необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи и движений детей.
Проведена анализ зрительно – двигательной координации и неречевых психических функций; использованы методики Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, Л. С. Цветковой. Результаты позволили сделать заключение, что у всех детей, имеющих нарушения речи, наблюдается те или иные проблемы развития двигательных функций, причем в большинстве случаев тяжесть речевого нарушения находится в прямой зависимости от уровня сформированности сложных двигательных двигательных навыков.
Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Работая с детьми, речевых и психофизиологических возможностей. Работая с детьми, определяю уровень актуального и зону ближайшего развития и учитываю темп усвоения материала конкретным ребенком. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Очень важным считаю привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов. С этой целью провожу для них консультации, мастер- классы, приглашаю на занятия.
Выдвинутая ранее гипотеза, о том в результате логоритмических занятий улучшаются речевые, двигательные, музыкальные способности, нашла свое подтверждение в результатах диагностики, проведенной мною в 2018 и 2019 учебном году. Диагностической группой являлись дети 3-4 летнего возраста (15 человек). Ниже представленные диаграммы показывают результаты сравнительного анализа развития у детей речевых и неречевых психических функций.
Таким образом, результаты сравнительного анализа диагностики развития речевых и неречевых психических функций детей позволили сделать вывод, что выбранная система работы способствует эффективному повышению уровня речевого, музыкального и двигательного развития. Отмечается зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшается фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно- сосудистой, дыхательной двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.