Наталья Карелина
Развитие логики высказывания в процессе интеграции образовательных областей «Социализация» и «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логики высказывания в процессе интеграции
образовательных областей «Социализация» и «Познание»
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется мыслительная деятельность. В это время закладывается фундамент интеллекта, начинает развиваться понятийное мышление. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом : наглядно-действенное мышление на базе развивающего воображения, наглядно-образное мышление на основе произвольной и опосредованной памяти и активное формирование словесно-логического мышления, путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Публикация «Развитие логики высказывания в процессе интеграции образовательных областей „Социализация“ и „Познание“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления. Для их развития существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях.
В образовательной деятельности по развитию логического мышления детей мы стараемся использовать разные технологии и методики. Интеграция образовательной области «Социализация» по логике высказывания еще одна грань нового и неисследованного. Образовательная область «Социализация» призвана научить детей познавать и расширять свой творческий потенциал, оценивать последствия поступков, а также уметь гармонично взаимодействовать с окружающим миром. Многие истины, о которых мы начинаем вспоминать сегодня, известны человечеству уже тысячелетия. Наша задача сформировать у детей умение распоряжаться знаниями и приходить к правильному ответу самостоятельно.
Интеграция образовательной области «Социализация» в процессе формирования элементарных математических представлений и логики у дошкольников, кажется несовместима и не реальна. Здесь решения математических задач и развитие логики было объедененно с развитием у детей, общечеловеческих ценностей. Кажется, что это два несовместимых предмета, но на практике мы убедились в обратном. С какой энергией и усердием дети на занятии «Город веселых зверей» решали задачи, где в условии стоит предложение помочь зайчику сосчитать морковки. А как внимательно они рассматривали картинки-путаницы, где нужно было помочь маме-мышке найти спрятавшихся мышат. Эти несложные задачи учат детей приходить на помощь, быть заботливыми и внимательными.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Классическая формальная логика высказываний была сформулирована Аристотелем и используется нами поныне. Это наука о построении непротиворечивого, правильного рассуждения. Суждение может быть общим и частным.
Общее суждение начинается со словами «все» или «ни один», если оно отрицательное, а также в обыденном языке «каждый», «всякий».
Частное суждение начинается со слов «некоторые», а также оборотами «существуют такие…что», «многие», «большинство-меньшинство» и т. п.
Наша задача заключается в том, чтобы дети обратили внимание на различие этих суждений. Так на занятии «Учимся рассуждать» перед детьми мы поставили вопрос: «Верно ли утверждение «все птицы могут летать»? В ходе рассуждений и сопоставлении фактов оказалось, что существуют и нелетающие птицы. Значить суждение «все птицы могут летать»- ложное. Правильно будет сказать «Многие птицы умеют летать». А вот высказывание «все рыбы дышат жабрами» будет истинно. Из общего высказывания следует истинное частное суждение «если известно, что это животное рыба, то можно быть уверенным, что оно дышит жабрами».
Каждое суждение может быть истинным, ложным или неопределенным. Большинство детей сразу понимают смысл этой характеристики и без труда отвечают на вопрос, оценивая истинность суждения.
На основе суждений строится умозаключение: дедуктивное, индуктивное или же заключение по аналогии.
На занятии «Путешествие в царство Снежной королевы» перед детьми была поставлена следующая задача: на доске располагались фигурки сказочных героев (Баба-Яги, Дюймовочки, Ивана-Царевича, Снежной Королевы, Герды, Чудища) с утверждением того, что у всех героев есть сердце. Ставили перед детьми вопросы:
Верно ли суждение - у всех героев доброе сердце?
Как вы думаете у кого доброе сердце, а у кого злое?
Можно ли по внешнему виду судить о доброте сердца?
Подумайте и ответьте, может ли любовь жить в холодном «ледяном» сердце?
Дети в своих рассуждениях определяли нравственные качества героев и разбивали их на классы. Доброе сердце у Дюймовочки, Ивана-Царевича, Герды, Чудища. Злое – у Снежной Королевы, Бабы-Яги.
Классификация или разбивание на классы - это процесс мышления, при котором мы в своем воображении объединяем в группы предметы, обладающие определенными признаками.
Обучая детей классификации предметов мы идем от простого к сложному. Если на начальном этапе мы учили детей классифицировать предметы по названию (мебель, овощи, транспорт, то в конце подготовительной группы дети умеют классифицировать их по комплексным признакам (животные жарких стран, орудия труда строителя и т. д.). Например: На занятии «Путешествие в страну Островов» на доске поместили плакат, где были изображены разные животные. Мы предложили детям классифицировать животных по месту обитания. Дети прекрасно справились с заданием, при этом мы услышали суждения: щука, карась – рыбы, значит, они живут в воде. Медведь, заяц, лиса - дикие животные мы поместим их в лес. Лев, жираф, зебра - обитатели жарких стран, они отправляются в Африку и т. д.
Обучение детей логическому мышлению немыслимо без загадок, занимательных вопросов и задачек-шуток. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку и понимание юмора. Результат решения задачи зависит от жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать, замечать необычное в обычном. Дети начинают понимать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Но в тоже время можно предложить задачи, требующие не только решения математического, но и заставляющие задуматься о ее нравственной стороне.
5 деревьев было в саду,
3 срубили в прошлом году.
Чтобы тут найти ответ
Их считать не надо.
Ответ я ребята никак не найду
Сколько деревьев осталось в саду?
Дети надолго задумываются, как же решить задачу, не прибегая к математическим решениям. И как резко, но заставляющий задуматься о многом, звучит ответ.
Коли трех деревьев нет
Значит, нет и сада.
Вот еще один пример решения нравственных задач:
Дети отправились группою в лес.
Мальчик на дерево сразу залез.
Девочки стали цветы собирать,
Веночек плести и букет создавать.
Напрыгавшись вволю в зеленой траве
Домой все ушли. … А полянка в душе
Долго грустила о прежней красе.
Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простейших ее форм и приемах имеет весомое место в дошкольной системе образования. Используя на занятиях разнообразные методы и приемы, мы формируем не только логическое мышление, но и закладываем основы нравственности, культуры, широкого кругозора.
Литература.
1. Амонашвили Ш. А. Антология гуманной педагогики. Выгодский. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : 1968.
3. Мисунина С. Развиваем логическое мышление. – Дошкольное воспитание, 2005. №8,12.
4. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника:
Метод. пособие для учителей и воспитателей. – М. : Просвещение,
1974.