Юлия Козлова
Развитие логики у детей старшего дошкольного возраста «Что нужно знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к школе в понимании многих родителей – это научить ребенка считать и читать. В итоге у каждого второго школьника практически отсутствует логическое мышление. Это вина и ошибка родителей, а никак не ребенка.
Особенности в 6-7 лет
Логическое мышление содержит в себе 2 понятия: логика и мышление. Оно построено на доказательности и рассуждениях, которые обеспечивают из всех предпосылок обоснованный вывод.
Публикация «Развитие логики у детей старшего дошкольного возраста „Что нужно знать“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Существует также наглядно-образное мышление, которое является синонимом слова «воображение». Его характеристики наиболее яркие. Как видно, понятия взаимосвязаны. На основе воображения, т. е. образного мышления, к 6-7 годам развивается логическое.
В советское время, когда не было таких развитых технологий и умных книг по психологии, родители больше общались с детьми и объясняли все происходящее вокруг. Нередко в транспорте мама с малышом считали машины, проезжающие мимо, искали одинаковые марки и цвет, наблюдали за животными, птицами и насекомыми вокруг, элементарно чаще ходили чаще в зоопарк.
Сегодня родители большей частью заняты карьерой и зарабатыванием денег. Детям предоставляется масса свободного времени для покорения рубежей онлайн игр, компьютеров и планшетов. Продвинутые дети обладают своей логикой – умеют включать любые гаджеты
Каково мышление в 6-7 лет?
К 6 годам мозг ребенка уже настолько развит, что возникает новый качественный виток в развитии. Он способен воспринимать и обрабатывать даже сложные операции.
У детей значительно увеличивается словарный запас и развивается абстрактное мышление. Они без усилий переключаются с одного занятия на другое, при этом остаются внимательными и сконцентрированными. Мышление у них очень подвижное – в этом и состоит его особенность. Дети в этом возрасте уже осознанно устанавливают причинно-следственные взаимосвязи.
Однако самостоятельно развить свое логическое мышление ребенок не может. Родители должны суметь преподнести малышу идею занятий. Если сказать ребенку «сейчас мы начнем развивать твою логику сынок/дочка», результатов не будет. Для занятий нужна непринужденная обстановка, т. е. они должны проходить в виде игр.
Важно! Занятия не должны превышать 20-30 минут, иначе интерес ребенка быстро пропадет.
Развитие обогатит представление ребенка об окружающем мире, даст понимание объединяющих закономерностей предметов и явлений, поможет объединять или выделять признаки предметов — общие и существенные.
Развитый ребенок в 6-7 лет должен уметь:
самостоятельно продолжать логические ряды, без посторонних подсказок и наводящих вопросов;
уметь найти лишний из 4-5 предложенных предметов;
уметь составлять рассказы по картинкам с логическим завершением.
Читайте также: Развитие логического мышления у дошкольников
Задания и игры на развитие логического мышления
Все задания разделены на несколько групп (условно) :
Графические игры – развивают мелкую моторику и готовят детскую руку к письму. По мнению педагогов для учеников это самый трудный предмет начальной школы.
Математические ребусы – помогают выработке абстракции, умению устного счета.
Речевые игры – способствуют развитию словарного запаса и речевого аппарата, а, значит, чистоты и четкости речи. Это важно для тех, кто имеет логопедические проблемы.
Головоломки и настольные игры — учат последовательности мышления и стратегии. Психологи считают такие занятия лучшими для развития у ребенка навыков социального общения и работе в команде.
Литература с игровыми заданиями. Через книги ребенок познает мир, тренирует внимание и память.
Игры на компьютере и других электронных устройствах – по мнению тех же психологов, дети их любят особенно. И в этом ощущается некоторый минус, потому что тормозится развитие социальных отношений. Плюсы же в том, что выполняя какие-либо задания-квесты ребенок все же приобретает полезный опыт.
Графические игры
К ним относятся все занятия, во время которых ребенок рисует или пишет. Детям очень нравится графический диктант — рисование карандашом по клеткам, закрашивание картинок, в которых каждая цифра означает свой цвет, рисование по точкам и др.
Для графического диктанта нужен листок бумаги в клетку (лучше крупную) и карандаш. Алгоритм закрашивания вы диктуете ребенку сами.
Если задание выполнено верно, на листе бумаги получаются разные фигурки и ребенок это видит. Такие диктанты помогают учиться проводить ровные линии, ориентироваться в пространстве (опуститься или подняться вверх-вниз, передвинуться вбок и пр.) и улучшают мелкую моторику.
Другое задание — «раскрась по номерам». Лучше, если фрагмент не очерчен. Пока ребенок закрашивает фрагменты, он думает о том, что же получится на картинке и что здесь зашифровано. Также к играм такого рода можно отнести различные прописи и раскраски.
Речевые игры
Такие занятия учат детей анализировать слуховую информацию, которую им диктуют. Например, можно произносить 2 слова (названия фруктов, сезонов и пр., а ребенок рассказывает про их отличия между собой: лимон и банан, зиму и осень, утро и вечер, жука и муравья и т. п.
Очень полезно по картинкам составлять рассказ с концовкой. Если ребенок затрудняется, не следует ругать его за глупость, нужно помочь.
Эффективны и увлекательны для ребенка занятия по нахождению ассоциаций, поисков слов-антонимов или синонимов, описанию различных предметов.
Дети любят угадывать предметы по названным признакам, например:
зеленый, полосатый, съедобный (арбуз);
горький и вызывает слезы (лук);
любит малину и живет в лесу, катается в цирке на велосипеде (медведь);
ее любят зайцы, она цвета солнышка и длинная (морковь);
хотел съесть козлят, Красную шапочку, щелкает зубами, серый (волк) и пр.
Можно потренировать малыша на слова-антонимы:
веселый – грустный;
глупый – умный;
белый – черный и др.
Слова для синонимов:
небольшой – низкий;
короткий – мелкий;
умный – разумный, мудрый, благоразумный и т. д
Настольные логические игры и головоломки
Психологи считают их самыми эффективными для развития мышления и логики, потому как в ходе игры ребенку приходится планировать, строить стратегию и мыслить.
К настольным играм для детей можно причислить лото, домино, шашки, шахматы, морской бой, головоломки со спичками (лучше со счетными палочками).
Игры со спичками:
сложить из 5 спичек 2 треугольника;
выложить 5 квадратов из 16;
сложить из коробка спичек буквы алфавита или разные слова.
Головоломки тоже помогают развить логическое мышление, например:
лабиринт – внутри него дорожки, через которые нужно провести шарик;
найти путь в лабиринте для кота, мышки и пр. ;
на картинке найти отличия в одинаковых рисунках;
отыскать на картинке среди спрятанных предметов животных и пр.
Головоломки учат внимательности, логике и усидчивости. Даже кубик Рубика помогает в развитии логического мышления и сообразительности. Ребенок в 6 лет уже может его собирать.
Компьютерные игры
Таких приложений и игр сегодня множество: «Несерьезные уроки. Логика и внимание», «Лунтик». «Тренируем память и внимание», «Баба-Яга и Проша» и мн. др.
Важно! Педиатрами разрешено проводить за компьютером или планшетом не более 30 минут в день.
Загадки и задачи
Их активно можно использовать в таком возрасте, например:
сосчитать лапы у животных, фрукты или овощи на столе;
отсортировать по форме или размеру геометрические фигурки;
разложить несколько картинок и выбрать среди изображений животных и растений опасные, съедобныех, способные двигаться и др.
посчитать до 15, а потом от 5 в обратном порядке.
Задачи для развития логики можно легко включать в повседневную жизнь, например, во время прогулки:
поиграть с малышом в «съедобное-несъедобное», «я вижу 7 красных предметов» (ребенок должен найти их и назвать);
попросить сказать, что находится дальше, а что ближе, что меньше, а что больше и т. п.
А вот задачки-загадки:
Ходят по двору утки. Ваня насчитал у них 8 ног. Сколько уток во дворе?
У Маши 3 пары носков. Сколько их у Маши всего?
На площадке играли 5 детей. Двое ушли домой, а потом вернулись. Сколько стало теперь детей на площадке?
На дереве было 6 груш. Все дети сорвали по одной и на дереве осталось 2. Сколько было детей?
В коробке были конфеты. Даша взяла 3, а Саша на 1 больше. Сколько конфет теперь съест Саша?
Важно! Перед выполнением заданий нужно убедиться, что ребенок вас понял. Если он в тупике, задайте ему несколько наводящих вопросов
В 6-7 лет занятия по развитию логики с ребёнком особенно важны, потому что от их успешности во многом будет зависеть учеба в школе. Поэтому отбирать задания нужно тщательно.