Одинец Дарья Александровна
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через круги Луллия.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме развития логического мышления дошкольников.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования кругов Луллия» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Разработать и применить в практике методы и приемы по развитию логических мыслительных операций у детей дошкольного возраста в процессе использования кругов Лулия.
3. Создать развивающую предметно – пространственную среду, позволяющую развивать логическое мышление дошкольников.
4. Использовать круги в работе с дошкольниками с целью всех видах детской деятельности
5. Проверить эффективность данной работы на основе педагогической диагностики
6. Повысить свой профессиональный уровень через организацию методической работы и через разные формы
Актуальность:
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение».
Логика – умение думать и рассуждать последовательно, непротиворечиво. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Она требуется от нас во многих жизненных ситуациях, начиная с убеждения собеседника, выборе кратчайшего пути на работу и покупках в магазине, до сложных технических задач.
Логика помогает находить обоснования многим явлениям и ситуациям, осмысленно оценивать факты и грамотно выстраивать свои суждения.
Как и любой другой навык, логическое мышление необходимо постоянно тренировать.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором используются готовые понятия и логические конструкции.
Каждый день нам приходится сталкиваться с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению.
Мыслить логически, это значить выделять самое важное и отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы.
Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это в игровой форме.
Для совершенствования развития логического мышления у детей дошкольного возраста я решила использовать такое упражнения, которые вызовут у него интерес и вовлекут в процесс обучения. Я остановилась на современном, увлекательном и игровом средстве по технологии «Круги Лулиия»
Основоположником этого метода является Раймунд Луллий —французский монах, богослов, философ и алхимик XIII века. Создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. Лелюх Светлана Викторовна, Сидорчук Татьяна Александровна и Хоменко Николай Николаевич на основе метода луллизма разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многофункциональное пособие - круги Луллия.
На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
И использовать круги можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Круги Луллия бывают двух видов : горизонтальные и вертикальные. Горизонтальное пособие бывает закрытого типа и по типу пирамидки.
Горизонтальные круги Луллия закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками. Парные круги разделены на сектора с картинками.
Конструкция горизонтального пособия по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделен на одинаковое количество секторов.
Я использую пособие с тремя кругами по 8 секторов на каждом со сменными картинками, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. На стержень нанизывается круги разного диаметра. Сверху устанавливают указатель ограничитель или стрелку. На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. Уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание – РЗ);
2) Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества (фантастическое задание – ФЗ).
4 типа игр на основе одного набора кругов :
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Я изготовила круги «ФЭМП», «Пришла весна». И планирую дальше расширить тему для всех видов деятельности.