Людмила Шефанова
Развитие логического мышления дошкольников средствами логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.
Публикация «Развитие логического мышления дошкольников средствами логико-математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Разновидностью математических игр и задач являются логико-математические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления, развитие логической сферы старших дошкольников. Логические игры и упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт, строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе логико-математических игр и упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые старшим дошкольникам логико-математические игры и упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения, проводить простейшие умозаключения, приводить несложные доказательства. Занимательные логические игры и упражнения содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности, а это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса.
Применение логико-математических игр происходит с использованием наглядности, так как мышление старших дошкольников в основном конкретное, образное. В качестве наглядности применяются: рисунки, чертежи, схемы, краткие условия задач и т. д. Выделение количественной стороны предмета, абстрагирование, нахождение предмета по качественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения.
Логико-математические игры и упражнения развивают у дошкольников смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывания, суждения, умозаключения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи, найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.
Основными задачами логико-математических игр и упражнений для детей дошкольного возраста являются :
развитие у детей логико-математических представлений : представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях: (логико-математические игры и упражнения : «Помоги найти гномику свой домик», «Где больше шаров, рыбок, грибов», «Какое число убежало», «У кого больше игрушек», «Распредели последовательно», «Распредели фигуры по признаку (кам)», кроссворды, загадки и т. д.);
развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение («Чего больше», «Третий лишний», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Распредели животных».
освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания: воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация (логико-математические игры и упражнения : «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Одинаково ли жидкости» и т. д.);
развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений: анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация (логико-математические игры и упражнения : «Волшебный круг», Составь целое», «Найди части», «Найди отличия», «Что общего», «Пентамино» и т. д. ;
овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления (логико-математические игры и упражнения : «Кто самый высокий», «Расположи в определенной последовательности», Одинаково ли жидкости», «Нарисуй предметы, используя соответствующую закономерность» и т. д.);
развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач: (загадки-шутки, нестандартные задачи и т. д.)
развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка: (логико-математические игры и упражнения : «Выложи последовательно», «Рассеянный художник», «Добавь недостающее», «Объясни последовательность» и т. д.);
развитие активности и инициативности детей;
воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки: «Заполни клеточки», «Продолжи ряд», Повтори узор», «Расставь фигуры», «Графический диктант» и т. д.
Играя в логико-математические игры совместно с взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объёма, массы и др.