Закирова Людмила
Развитие логического мышления детей старшого дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫЩЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Цели и задачи
Цель:
Проанализировать развитие логического мышления детей старшого дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей.
3. Исследовать на практике возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры.
4. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.
Актуальность
. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребёнка.
. В процессе развития логического мышления у ребёнка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно – следственных связей.
. Также развиваются какие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
. Развивается речь ребёнка, так как он высказывается посредством слова.
. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Выделяют три вида мышления
. Предметно – действенное мышление – 2.5 – 3 года, является ведущим до 4 – 5 лет.
. Наглядно – образное мышление – с 3.5 – 4 лет, ведущее до 6 – 6.5 лет.
. Словесно – логическое мышление – формируется в 5.5 – 6 лет, становится ведущим в 7 – 8 лет и остаётся основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Формы мышления
Основными формами мышления являются понятия, суждение и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное
- общее, частное и единичное
- утвердительное и отрицательное;
Понятие – житейское
- научное;
Умозаключение – индуктивное
- дедуктивное
- умозаключение по аналогии.
Мыслительные операции
Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности.
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстрагирование
Конкретизация
Классификация
Средства развивающие логическое мышление
. Стихотворные тексты на развитие операций общения, классификации и конкретизации.
. Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.
. Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
. Загадки. Задачки – шутки.
. Игры с счётными палочками.
. Разгадывание ребусов.
. «Неправильные» сказки.
Развивающая среда
В группе создана развивающая среда, выделены полки с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
Игра – головоломка «Танграм»
Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности.
Ребёнку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Дидактическая игра «Весёлая логика»
Цель: Развитие мысленных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.
Ребёнка необходима найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.
Игра «Судоку»
Цель: Заполнить всё игровое поле картинками так, чтобы в каждом столбце, в каждой строке и в каждом квадрате картинки не повторялись.
Игра способствует развитию логического мышления, внимания и памяти.
Простые ребусы
Как играть? Разгадать ребус, соединить с ответом.
Игра способствует развитию логического мышления, внимательности. Задание хорошо подойдёт для детей, которые знают буквы и начинают учится читать.
Логические таблицы
Задача ребёнка – правильно расположить картинки в окошках на пересечении столбцов и строк.
Игра способствует развитию зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти. Ребёнок учится анализировать и делать логические заключения.
Дидактическая игра «Лото – ассоциации»
Игра знакомит с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика.