Аллахвердиева Кенуль Нариман Кызы
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.
Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Роль логического мышления
Способность логически мыслить позволяет :
понимать происходящее вокруг,
вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности,
делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения,
доказывать, опровергать словом.
Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития логического мышления.
Условия развития мышления ребенка - предметная деятельность и общение, целенаправленные воздействия взрослого. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста
Занимательный математический материал
Цель и задачи
Цель - развитие логического мышления детей.
Задачи:
1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников :
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
2. Развитие у детей :
речи (умения рассуждать, доказывать,
произвольности внимания,
познавательных интересов,
творческого воображения.
3. Воспитание:коммуникативных навыков,стремления к преодолению трудностей,уверенности в себе желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Логические приемы умственных действий - сериация
Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.
Синтез — соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств
Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия
Задания на поиск геометрических фигур.
Загадки и задачи — шутки математического содержания
Загадки:
- Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (ножницы)
- Четыре братца под одной крышей живут. (стол)
- Нас семь братьев, летами все равные. А именем разные. Отгадай, кто мы? (дни недели)
- Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
Задачи-шутки:
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю.)
-Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)
Вывод
Развитие логических приемов мышления должно строится в соответствии с общедидактическими принципами:
- сознательности;
- активности;
- последовательности;
- посильности и доступности;
- прочности;
- наглядности;
- «опережающих знаний».
Использование игрового занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.