Климова Оксана
Развитие личности дошкольника в современных условиях посредством гендерного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода к решению теоретических и практических проблем дошкольного образования, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике. Развитие новой отрасли педагогики является одной из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, направленной на поиск теоретико-методологических основ и механизмов воздействия на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической действительности.
Публикация «Развитие личности дошкольника в современных условиях посредством гендерного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Гендерная педагогика - это наука о воспитании и образованности мальчиков и девочек, развитии их гендерной идентичности и ценностных ориентаций, гендерном поведении, реализуемом в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизводства социального опыта и культуры [2]. Одной из задач, стоящих перед гендерной педагогикой, является теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному формированию индивидуальных маскулинных, феминных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержка в решении проблем– связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте.
Анализ изменений в системе гендерных представлений у детей показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания мальчиков/девочек в дошкольных образовательных учреждениях. Обоснование возможности педагогического воздействия (импакт-фактора) на идентичность девочек и мальчиков в современной ситуации потребовало разработки концепции и модели гендерного воспитания дошкольников.
В течение учебного года в классе работают кружки, в которых задания распределены таким образом, что девочки выполняют работу, связанную с усидчивостью, терпением, а мальчики - с умением проектировать, моделировать и развивать творческие способности. В группах дети с большим удовольствием работают в "Уголке маленького мастера" и в "Уголке маленькой мастерицы". Вместе с воспитателями дети изготовили сувенирные подарки воспитанникам младших групп (мальчики мальчикам, девочки мальчикам). Игра широко используется в работе с детьми. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, вызывающим качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре дети учатся гендерному поведению, но в то же время мальчики и девочки этого возраста имеют как общее, так и дифференцированное содержание ролевых игр. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо управлять содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье. Приложение 2.
Гендерный подход отражен в нашем детском саду и в воспитании культурных и гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты есть таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно входить: мальчикам или девочкам.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла первые положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчин и женщин. Культура поведения и общения детей выросла, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - дружелюбными по отношению к мальчикам. Накопленный опыт педагогического коллектива в будущем будет углубляться и совершенствоваться.