Полина Рябова
Развитие координационных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие координационных способностей средствами игры в Дошбол
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро целесообразно, т. е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Публикация «Развитие координационных способностей дошкольников» размещена в разделах
Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности. В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. По мнению таких учёных как Л. О. Бадалян, А. В. Запорожец, М. М. Кольцов и др., этот период признаётся сензитивным для воспитания данного качества. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование координационных способностей именно в этом возрасте является мощным средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника.
Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.
Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Условно их можно разделить на способности :
точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
поддерживать статическое и динамическое равновесие;
выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.
Основное средство развития координационных способностей - разнообразные упражнения (двигательные действия)
В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.
Методы развития координационных способностей
Метод стандартно-повторного упражнения:
Применяется при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения:
Методы строго регламентированного варьирования:
приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия;
приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях;
приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования.
Методы не строго регламентированного варьирования
варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды;
варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования;
игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов.
Лях. Упражнения с предметами, особенно с мячами, - одно из важнейших средств развития КС «телесной» и «ручной» ловкости. Они положительно влияют на усвоение разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование и т. д.) и стимулируют умственную активность школьников. В этой связи уместно напомнить мысль известного педагога и психолога П. П. Блонского, сказавшего, что ловкий ребенок - это, как правило, умный ребенок, однако умный ребенок не всегда бывает ловким.
Литература:
Лях В. И. Координационные способности : диагностика и развитие. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
Биндусов Е. Е., Патрикеев А. Ю. Особенности развития координации у детей дошкольного возраста. — Методическое пособие. Малаховка: МГАФК, 2005.