Получи документы

Развитие координации и пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста

Ирина Макарова
Развитие координации и пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряжённо, пластично, чётко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трё х плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной.

Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть : одноимёнными – движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая нога и рука); разноимёнными – выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх, разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).

Публикация «Развитие координации и пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Движения рук и ног могут быть: одновременными (например, лёжа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочерёдными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными – движения рук и ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук; в то время правая рука находится наверху, левая – внизу, они как бы догоняют друг друга).

Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны для дошкольников поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения.

Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки, затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движений частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же выполняет левая рука; или: правая – в сторону, левая – в сторону; правая – вверх, левая – вверх и т. п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия.

В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. и только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения.

Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений.

1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад – со сгибание, вращением в суставах – в каком-либо одном направлении).

3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4. Движения ног вперед, в стороны, назад.

5. Движения разных частей тела в направлении к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в сторону к окну, к двери, затем направо, налево).

6. Движения разных частей тела в направлении к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

Публикации по теме:

Формирование пространственных представлений и практических ориентировок у дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы) «Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам» (Л. С. Выготский). Проблема обучения детей с ограниченными.

Картотека дидактических игр по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. • Игра «Что справа».

Консультация для воспитателей «Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста» .

Перспективное планирование формирования пространственных прдставлений у детей старшего дошкольного возраста Помораева И. А., Позина В. А., 2016г. Дидактический наглядный материал Использование дидактических игр Программный материал на год по кварталам.

План-конспект занятия в ДОУ «Развитие координации у детей дошкольного возраста» План-конспект занятия в ДОУ «Развитие координации детей 5–7 лет» Цели и задачи: 1. Обучение удерживанию равновесия 2. Развитие ловкости.

План самообразования «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста» План самообразования воспитателя МБДОУ детский сад №323 «Сказка» Опариной Елены Владимировны на 2017-2018 учебный год. Тема: Влияние ритмической.

Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе рисования План работы по теме самообразования «Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционное.

Развитие пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи От уровня сформированности или сохранности разных видов восприятия, в том числе зрительно-пространственного, знания и ощущения собственного.

Развитие у дошкольников пространственных представлений, памяти и внимания .

Реализация индивидуального подхода в процессе формирования у детей старшего возраста пространственных представлений Способность ориентироваться в пpостpанстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребёнка и осознании им своего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие координации и пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 14:31
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие координации и пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Макарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД