Евгения Геращенко
Развитие конструктивного творчества у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие конструктивного творчества у дошкольников
Этапы организации работы:
1 этап - диагностика - для определения знаний детей. Уровень их мастерства, а также перспективное планирование дальнейшей работы по развитию конструктивного творчества.
2 этап - расширение первых идей, накопление новых навыков и умений.
3 этап - закрепление полученных знаний, навыков, углубление и расширение конструктивного творчества.
4 этап - выполнение конструктивных навыков.
Публикация «Развитие конструктивного творчества у дошкольников» размещена в разделах
Введение.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью подготовки детей к жизни с дошкольного возраста, так как мы живем в эпоху невиданной научно-технической революции. И жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше она требует от человека не стереотипных, привычных действий, а живости ума, мышления, быстрой ориентации, творческого подхода к решению больших и малых задач. Строительство тесно связано с игрой и представляет собой деятельность, отвечающую интересам детей, посредством которой можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения, наряду с техническими навыками, у дошкольников развиваются способности к анализу предметов окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых предметах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цель).Все это позволяет рассматривать дизайн как эффективное средство подготовки детей к школе.
Гипотеза в данной работе состоит в том, что приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и умения помогут им успешно продолжать, налаживать отношения в группе сверстников.
Цель данной работы - показать необходимость развития конструктивных способностей дошкольников как фактор готовности к школе. Развивать сенсорные способности детей. Развивать мышление, внимание, воображение, творческие способности, художественный вкус. Воспитание целеустремленности, аккуратности, настойчивости в достижении цели.
Задачи - развивать интерес ребенка к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игру. Учить детей наблюдательности, навыкам сравнения; знакомство с миром красоты.
Методы и приемы. Наблюдение за природным объектом, показ и анализ узора, объяснение процесса и способов изготовления игрушки; Постановка перед детьми задач, требующих самостоятельного решения, d. ЧАС. Проблемные задачи.
Важность данной работы заключается в том, что разработана система игрово-развлекательных уроков конструирования, включающая эффективные методические приемы по тренировке конструктивных умений у дошкольников. Определена последовательность и содержание работы по конструктивному воспитанию дошкольников через игру, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс обучения и позволяет широко использовать данную разработанную систему в своей работе.
Главная часть.
Термин «конструкция» (от латинского слова construere — сооружение) означает сооружение вообще, приведение различных предметов, частей, элементов в определенное взаимное положение. Под детским дизайном обычно понимают разнообразные постройки из строительных материалов, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По характеру она наиболее близка к изобразительной деятельности и игре — она также отражает окружающую действительность. Детское строительство и поделки предназначены для практического использования, поэтому они должны служить своему назначению. Конструктивное творчество детей можно успешно развивать, если они имеют четкие представления о структурах, четко отражающих пространственные характеристики предметов и их взаимосвязь. Такие представления формируются в условиях активного освоения ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и зданий.
Поэтому предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются : представления об объектах действительности и умение различать их пространственные свойства и отношения; детский опыт, в том числе разнообразные конструктивные навыки и умения создавать разные варианты одного и того же предмета. В зависимости от материала, из которого дети строят свои здания и сооружения, различают:
строительство из строительных материалов;
конструкции из бумаги, картона, коробок, рулонов и других материалов;
строительство из натуральных материалов.
В средней группе стали проводиться занятия по конструированию из строительных материалов и крупных деталей конструктора типа «Лего». В этом возрасте постройки могут состоять из 5-6 частей. Навыки проектирования тренируются по собственным планам, как и планирование последовательности действий. В этом возрасте дети заинтересованы в качестве своей работы: они начинают прилагать сознательные усилия для выполнения определенных требований педагога (последовательность операций, использование разных способов построения, охотно проявляют желание овладеть определенными навыками и охотно заниматься конструированием. В середине года дети начинают рисовать на бумаге, а в конце года - из природных и бросовых материалов. В этой группе проводили групповые занятия типа «Сказочные домики», ставили задачи: развивать интерес к созидательной деятельности, учить творческому конструированию по условию активы, строить вместе с интересом.
В старшей группе проектирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные части деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию могут изготовить необходимые для игры предметы из бумаги и других материалов. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать животных простого строения. Основными приемами, помогающими детям создавать образы, являются наблюдения, наблюдения за животными и птицами на прогулке, в иллюстрациях. При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу приемов построения - необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, это можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто правильно отвечает.. Данная методика способствует развитию детского творчества. В этом возрасте проводил такие занятия, как урок конструирования тюльпанов из бумаги, ставил перед детьми задачи: сделать поделки из бумаги складыванием, без использования клея. Детям очень понравилось работать с бумагой, чтобы порадовать своих любимых мам.
В подготовительной группе дети уже овладели достаточно широким кругом знаний, умений и навыков по созданию разнообразных построек, дети способны проектировать более сложные конструкции, требующие разных конструкторов.
Дети продолжают учиться не только у строительных материалов, но и у бумаги и других материалов. Эти занятия имеют большое значение при подготовке к школе: в процессе проектирования развивается образное мышление. Способность к дизайну.
Необходимо развивать у детей умение использовать в ролевой игре постройки из строительных материалов, формировать умение самостоятельно изготавливать игрушки для ролевых игр (бинокль, шапку, книжку, игрушечную мебель и др.); сувениры для родителей, работников детских садов; Елочные украшения. В этой группе провела такое занятие, как «Щенок» конструирование из природных материалов, поставила перед детьми задачи: закрепить навыки работы с природными материалами, доделать начатое. С этими заданиями дети справились, им понравилось работать с природным материалом, они с нетерпением ждали результата.
Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проходят в игровой форме, то есть дети выполняют то или иное задание не потому, что оно интересно само по себе. И для реализации какого-то игрового момента. На занятиях дети расслаблены, в процессе работы отходят от своего рабочего места, самостоятельно берут недостающий материал. Я использую разные методы поощрения. Это и вежливые, ласковые слова, и мимика, молчаливое рукопожатие.
Заключение.
Большинство детей любят заниматься дизайном, поэтому конструктор – это то, что должно быть в каждом доме. И польза от такого приобретения очевидна: с одной стороны, ребенок увлекается интересным занятием, а с другой стороны, это занятие способствует всестороннему развитию.
В результате своей работы по данной теме воспитала у детей постоянный интерес к этому виду деятельности. Конструируя, дети развивают творческую сторону интеллекта. Дети научились планировать этапы создания собственного здания, находить конструктивные решения, эффективно ориентироваться в пространстве, классифицировать предметы, рисовать простейшие конструкции и строить по ним.