Ульяна Чертковская
Реферат «Развитие коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать +Заказ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Чертковская Ульяна Владимировна
Научный руководитель- Шульпина Мария
Александровна
ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
АННОТАЦИЯ
Публикация «Реферат „Развитие коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является следующим за семьёй институтом социализации ребёнка. От результатов этой работы во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.
Старший дошкольный возраст – это очень важный момент в процессе взросления ребёнка. Это период значительных перемен и подготовки к новому важному этапу в жизни каждого ребенка – к обучению в школе. И здесь важно родителям и педагогам создать такие условия, которые будут способствовать плавной подготовке ребёнка к школе, это касается как психологической, так и коммуникативной подготовки.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные навыки, социально- коммуникативное развитие дошкольников, дошкольный возраст,
Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом. [2]
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. [4]
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. [1]
Коммуникация представляет собой целостный процесс, включающий участие всех сфер психического. Коммуникация происходит во времени и пространстве на уровне передачи когнитивного знака, аффективного, эмоционального обмена, репрезентации. Общение в развитии ребенка играет «значительную роль на протяжении всего детства, лишь только смещая акценты на ту или иную форму взаимодействия».
Коммуникативные способности играют ведущую роль в социально-коммуникативном развитии дошкольника. Они позволяют нам различать разные ситуации общения, понимать состояние других людей в этих ситуациях и, исходя из этого, адекватно строить свое поведение.
Из-за низкого уровня развития коммуникативных способностей ребенок не принимается сверстниками. Это вызывает у него ощущение отверженности, что может привести к снижению самооценки, проявлению робости при контактах с детьми, скрытности, тревожности, агрессивности в поведении
Дети дошкольного возраста ежедневно сталкиваются со множеством типичных ситуаций общения и необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, выбирать соответствующие средства коммуникации и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения. Безусловно, дошкольный возраст – это важный период подготовки детей к осознанному и умелому реагированию в типичных ситуациях общения, формирования у них коммуникативных способностей.
Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками. [4]
Вопросы «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста изучались такими отечественными педагогами и психологами, как: А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, В. С. Мухина, Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я. Л. Коломенский, Л. А. Венгер. Также Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. А. Репина. Современными исследователями (Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е, Смирнова Е. О.) в области общения детей со взрослыми и сверстниками разрабатываются формы и методы развития коммуникативных способностей дошкольников. [3]
В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. [4]
Библиографический список
1. Прудченко Е. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-socialno-komunikativnoe-razvitie-doshkolnikov-v-sotvetstvi-s-fgos-v-dou.html (дата обращения 05.04.2024)
2. https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7013/2/07Oksenuk.pdf
3. https://infourok.ru/razvitie-kommunikativnih-sposobnostey-detey-starshego-vozrasta-2698258.html
4. Кислицына О. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-komunikativnyh-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 06.04.2024)