Ульяна Чертковская
Реферат «Развитие коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Чертковская Ульяна Владимировна
Научный руководитель- Шульпина Мария
Александровна
ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж"
АННОТАЦИЯ
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является следующим за семьёй институтом социализации ребёнка. От результатов этой работы во многом зависит его дальнейшее поступательное развитие, адаптация к новым условиям жизнедеятельности и социализация.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Старший дошкольный возраст – это очень важный момент в процессе взросления ребёнка. Это период значительных перемен и подготовки к новому важному этапу в жизни каждого ребенка – к обучению в школе. И здесь важно родителям и педагогам создать такие условия, которые будут способствовать плавной подготовке ребёнка к школе, это касается как психологической, так и коммуникативной подготовки.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные навыки, социально- коммуникативное развитие дошкольников, дошкольный возраст,
Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом. [2]
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. [4]
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования – социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. [1]
Коммуникация представляет собой целостный процесс, включающий участие всех сфер психического. Коммуникация происходит во времени и пространстве на уровне передачи когнитивного знака, аффективного, эмоционального обмена, репрезентации. Общение в развитии ребенка играет «значительную роль на протяжении всего детства, лишь только смещая акценты на ту или иную форму взаимодействия».
Коммуникативные способности играют ведущую роль в социально-коммуникативном развитии дошкольника. Они позволяют нам различать разные ситуации общения, понимать состояние других людей в этих ситуациях и, исходя из этого, адекватно строить свое поведение.
Из-за низкого уровня развития коммуникативных способностей ребенок не принимается сверстниками. Это вызывает у него ощущение отверженности, что может привести к снижению самооценки, проявлению робости при контактах с детьми, скрытности, тревожности, агрессивности в поведении
Дети дошкольного возраста ежедневно сталкиваются со множеством типичных ситуаций общения и необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, выбирать соответствующие средства коммуникации и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения. Безусловно, дошкольный возраст – это важный период подготовки детей к осознанному и умелому реагированию в типичных ситуациях общения, формирования у них коммуникативных способностей.
Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками. [4]
Вопросы «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста изучались такими отечественными педагогами и психологами, как: А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, В. С. Мухина, Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я. Л. Коломенский, Л. А. Венгер. Также Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. А. Репина. Современными исследователями (Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е, Смирнова Е. О.) в области общения детей со взрослыми и сверстниками разрабатываются формы и методы развития коммуникативных способностей дошкольников. [3]
В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей. [4]
Библиографический список
1. Прудченко Е. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-socialno-komunikativnoe-razvitie-doshkolnikov-v-sotvetstvi-s-fgos-v-dou.html (дата обращения 05.04.2024)
2. https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7013/2/07Oksenuk.pdf
3. https://infourok.ru/razvitie-kommunikativnih-sposobnostey-detey-starshego-vozrasta-2698258.html
4. Кислицына О. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-komunikativnyh-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 06.04.2024)