Елена Четверткова
Развитие коммуникативных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время жизнь выдвигает перед теорией и практикой воспитания и образования детей, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему – как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе развития цивилизации. Поэтому, мы сегодня обращаемся к личности ребёнка, анализируя процессы, влияющие на её формирование.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие личности ребёнка дошкольного возраста определяется, по утверждению ряда учёных, социальной ситуацией развития, в которой разворачивается межличностное общение.
ФГОС ДО обозначил проблему, в которой воспитанию детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях не недостаточно уделяется внимания на воспитание у ребёнка опыта социального поведения в ситуациях свободного межличностного общения, т. к. ребёнок всегда подвластен воспитателю, педагогу.
В России актуальность проблемы просматривается в модернизации концепции российского образования в обществе через социальную коммуникацию. Важной задачей воспитания детей является – формирование духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Что же такое социализация или социальное развитие?
Социальное развитие – это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у ребёнка происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социализация осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая ребёнка, также непосредственно влияющая на его развитие, - не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда – прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определённым правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что – то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того как вступить в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
Вступивший в силу с 1 января 2014 года ФГОС ДО, поставил перед учё ными задачи:
- дифференцировать содержание программ, реализуемых в образовательных учреждениях;
- выделить несколько направлений, среди которых важное место отводится социальной коммуникации, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, становление самостоятельности и стремление к познанию, развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию эмоционального интеллекта, формировании уважительного отношения к окружающему миру.
Условия успешной социализации личности скрывается в детском возрасте, именно тогда особую актуальность приобретают тесное взаимодействие детского сада и семьи, их сотрудничество для более эффективного процесса социализации ребёнка – дошкольника. Совместная работа педагога и родителя направлена на помощь ребёнку для успешного развития собственной индивидуальности, для его эмоционального и интеллектуального состояния; решение возникающих проблем и их преодолении в общении. Социальные взрослые, то есть педагоги, создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать и направлять их совместную деятельность.
Взрослые люди заботятся об эмоциональном благополучии ребёнка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят, не зависимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения, которые способствуют развитию у ребёнка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Важнейшей основой полноценного социально – коммуникативного развития ребёнка-дошкольника является его желание к стремлению к познанию, саморазвитию, положительному самоощущению, уверенности в своих возможностях. Своевременная поддержка, помощь грамотного и внимательного педагога будет формировать у детей совокупность следующих умений и навыков:
- развитая и связная речь, умение выражать свои мысли;
- умение распознавать сигналы (жесты, мимику, позы);
- правильно считывать и интерпретировать эмоции;
- конструктивно реагировать на действия и слова других людей (детей, взрослых);
- контролировать своё поведение, речь;
- умение слушать и слышать собеседника;
- способность действовать в коллективе.
Такие коммуникативные способности позволят ребёнку дошкольного возраста решать разного рода задачи, возникающие в общении, понимать позицию и состояние другого человека, не совпадающие с его собственными, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации своё поведение адекватно и творчески.
При правильной организации детства ребёнка, зависит успешность его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность ребёнка к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Очень важно для дошкольника то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем.
Таким образом, работая по направлению – социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, мы создаём благоприятные условия для проведения систематической и целенаправленной работы по формированию личности ребёнка в соответствии с ФГОС ДО.