Папки-передвижки

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности

Елена Сосновская
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности.

Дошкольное детство-начало жизни. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителя, воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности» размещена в разделах

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно понять обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, у них еще задета и эмоционально-личностная сфера, недостаточная сформированность эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Эти дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период формирует ситуативно-деловую форму общения с другими детьми.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении. Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.

Художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы этого воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и остаются на долгие годы. Большую роль в эмоционально-коммуникативном воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развить такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали художественное воздействие на развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасном, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей, духовное обогащения ребенка.

А что может духовно обогатить среду ребенка? Это народное творчество. В течение многих веков оно любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют, ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Возрождение народной культуры, ее ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В настоящее время все больше внимания уделяется приобщению детей к истокам национальных традиций.

Народное творчество, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является.

Организационное приобщение детей к искусству, ремеслу и традициям народа имеет большое значение для социального развития, эстетического, нравственного, трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Через художественно-эмоциональное творчество у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Публикации по теме:

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Методическая разработка «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок» Методическая разработка на тему: «Развитие.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально-ритмических игр» Опыт работы на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкально – ритмических игр» Музыкальный руководитель.

Развитие технических способностей старших дошкольников средствами лего-конструирования Педагогические чтения. Январь 2018 Доброе утро уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие технических способностей старших дошкольников.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой Круглый стол для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой» выполнила воспитатель.

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает.

Развитие эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание.

Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности Надо ли знакомить маленьких детей с творчеством? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным.

Выступление на ГМО. Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности
Опубликовано: 29 марта 2018 в 13:49
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сосновская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД