Елена Сосновская
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности.
Дошкольное детство-начало жизни. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителя, воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами художественно-эмоциональной выразительности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно понять обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, у них еще задета и эмоционально-личностная сфера, недостаточная сформированность эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Эти дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период формирует ситуативно-деловую форму общения с другими детьми.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении. Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.
Художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы этого воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и остаются на долгие годы. Большую роль в эмоционально-коммуникативном воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развить такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.
Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали художественное воздействие на развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасном, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей, духовное обогащения ребенка.
А что может духовно обогатить среду ребенка? Это народное творчество. В течение многих веков оно любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют, ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Возрождение народной культуры, ее ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В настоящее время все больше внимания уделяется приобщению детей к истокам национальных традиций.
Народное творчество, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является.
Организационное приобщение детей к искусству, ремеслу и традициям народа имеет большое значение для социального развития, эстетического, нравственного, трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Через художественно-эмоциональное творчество у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.