Ирина Трубаева
Развитие компетенций работников дошкольных организаций в условиях информационно-коммуникативных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
За последнее время несколько изменился педагогический состав профессиональных образовательных организаций за счет привлечения к образовательному процессу научных кадров, но, не смотря на это, длительность педагогической практики и ее качество все еще требуют изменений. Кроме всего так же актуальна необходимость привести уровень имеющихся компетенций молодых и уже работающих педагогов до уровня, а впоследствии и выше, требований профессионального стандарта педагога. Эффективный путь корректировки сложившейся ситуации – создание стажировочной площадки.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Стажировочная площадка - это площадка, имеющая обобщенный инновационный опыт, распространяющая его и, тем, самым, обеспечивающая повышение квалификации по конкретному направлению инновационной деятельности.
Цель стажировочной площадки: повышение качества дошкольного образования через формирование компетенций работников дошкольных организаций
С февраля 2020 года ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД» работает в режиме стажировочной площадки «Развитие компетенций работников дошкольных организаций в условиях информационно-коммуникативного пространства» под руководством Шарпак Любовь Алексеевны, заместителя заведующего по внедрению инновационных программ, научной и методической работе.
Имеющийся опыт использования современных технологий работы с педагогами позволят нам организовать полноценную стажировку руководителей и педагогов. Опыт в дистанционной работе позволяет сделать данную стажировку более эффективной.
Деятельность стажировочной площадки осуществляется в виде онлайн мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на профессиональное развитие каждого стажера. Обучение состоит из двух взаимодополняющих и взаимопроникающих частей: теоретической и практической.
С 2022 года при реализации программы ведущей технологией будет являться практико-ориентированная технология – метод образовательного терренкура. Терренкур в изначальном смысле этого слова означает прогулку, ходьбу по пересеченной местности с дозированными физическими нагрузками для повышения физических качеств человека. Образовательный терренкур- это специально разработанные маршруты по определенным направлениям образовательного пространства для устранения педагогических дефицитов и повышения компетенции дошкольных работников.
Этапы реализации программы стажировочной площадки.
1. 1 этап (2022-2023 учебный год). Развитие компетенций работников дошкольных организаций по проблеме формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в условиях информационно-коммуникативного пространства.
2. 2 этап (2023-2024 учебный год).
Развитие компетенций работников дошкольных организаций по проблеме формирования у дошкольников предпосылок математической, финансовой, читательской грамотности в условиях информационно-коммуникативного пространства.
Возможности стажировочной площадки:
• нацеленность на адресное онлайн повышение компетенций педагогов других ДОУ по проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников;
• нацеленность методической службы на трансляцию опыта по вопросам формирования предпосылок функциональной грамотности.
Формы методической работы по формированию компетентностей педагогов
Компетентность Форма образовательного онлайн - терренкура для руководителей и педагогов ДОУ и ЧДОУ СКАВ жд
онлайн методической работы организации онлайн сетевого взаимодействия
В области личностных качеств Деловые игры. Консультации Онлайн (для удаленных педагогов) тренинги
В области постановки целей и задач педагогической деятельности Практикумы Стажировки в виде изучения материала и выполнения практического задания
В области мотивации образовательной деятельности Проблемно-проектные семинары Педагогические онлайн – чтения марафоны
В области обеспечения информационной основы деятельности Семинары-практикумы.
Работа творческих групп Онлайн - педагогические мастерские
В области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Научные стажировки
Теоретические семинары Дистанционные и очные научно-практические конференции
В области организации образовательной деятельности Фестивали педагогических идей Фестивали мастер-классов
Программа стажировки будет осуществляться как индивидуальный проект повышения профессиональной компетентности руководителя или педагогов ДОУ, ЧДОУ СКАВ жд модульного характера. При составлении модулей программы определяется соотношение между теоретической и практической составляющими. При этом практико-ориентированность программы составляет не менее 60 % учебного времени. Отбор образовательных модулей выстраивается таким образом, чтобы в содержании программы были представлены все обобщенные трудовые функции профессионального стандарта педагога. Именно они станут основой формируемых профессиональных компетенций педагога в вопросах формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
Фактически это практика предполагает подготовку образовательного продукта, соответствующего одной или нескольким профессиональным компетенциям.
Можно смело выделить 3 уровня стажировки.
I уровень — «Молодой педагог», «Молодой руководитель». Целевая установка — формирование опыта. Результат освоения уровня — формируется инновационный ресурс, осуществляется презентация достижений молодых руководителей и педагогов.
II уровень — «Руководитель новой формации», «Целеустремленный педагог». Целевая установка — формирование собственного опыта и его трансляция для ДОО сетевого объединения. Результат освоения уровня — совершенствуются профессиональные умения и навыки педагогов, осуществляется представление лучшего опыта работы на уровне сети МБДОУ муниципального образования Тимашевский район и ЧДОУ СКАВ жд.
III уровень — «Я руководитель ДОУ нового поколения», «Творческий педагог». Целевая установка — формирование индивидуального почерка в профессиональной де-ятельности. Результат освоения уровня — сформирован педагог-мастер, руководитель современного ДОУ, осуществляется трансляция опыта работы на уровне сети ДОУ Краснодарского края и ЧДОУ СКАВ жд.
Повышение профессиональной компетентности на базе стажировочной площадки происходит внутри реального образовательного процесса, где педагоги смогут не только наблюдать, как коллега решает педагогические задачи, но и иметь возможность заимствовать созданный другими опыт, осваивать инновации, самостоятельно проектировать образовательные шаги. Таким образом, стажер придет в свою образовательную организацию с образовательным продуктом, готовым к внедрению.
Первый год деятельности стажировочной площадки - работа с руководителями и педагогами с педагогическим стажем до 3-х лет или с длительным перерывом в работе.
Программа стажировки в первую очередь ориентирована на воспитателей ДОУ, но может быть полезна и педагогам дополнительного образования, методистам и другим категориям работников образования, работающих в сфере дошкольного образования, имеющим базовый уровень ИКТ-компетентности.
Методическая компетентность является одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагога, служит основой профессионализма педагога. В основу методической компетенции положены базовые деятельности педагога:
• ставить цели и мотивировать;
• планировать и проектировать;
• подготавливать материал к занятию, в том числе аудио- и видео-, эксперименты и т. д. ;
• реализовывать поставленные задачи через занятия, проекты, экскурсии и др. ;
• контролировать освоение материала детьми;
• профессионально самосовершенствоваться.
В ходе стажировки стажё р должен:
приобрести практический опыт:
анализа и разработки учебно-методических материалов;
участия в создании развивающей предметно-пространственной среды;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников;
оформления портфолио педагогических достижений;
оформление тематических кейсов;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности.
сформировать умение:
анализировать примерные и вариативные программы формирования предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников;
определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании формирования предпосылок функциональной грамотности воспитанников;
сравнивать эффективность применяемых методов, выбирать наиболее эффективные;
адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
создавать в группе развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрасту, целям и задачам формирования предпосылок функциональной грамотности;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
закрепить и расширить знания о:
концептуальных основах и содержании примерных и парциальных программ по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников 5-7 лет;
методике планирования и разработки рабочей программы;
особенностях современных подходов и педагогических технологий;
педагогических, гигиенических, специальных требованиях к созданию развивающей предметно-пространственной среды;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно - экспериментальной работы в сфере образования.
В программе предусмотрена заочная форма стажировки. В таком варианте возможно самостоятельное изучение учебного материала и выполнение практических заданий в дистанционном режиме на основе использования модульных интерактивных образовательных ресурсов, подготовленных руководителем стажировочной площадки. Например, модуль 1 (слайд 10).
Образовательная программа стажировки построена по модульному принципу и обеспечивает возможность участия стажёра с разным объемом стажировки, предусмотренными учебными планами: 14 ч, 54 ч. Данный регламент, зафиксированный в учебно-тематических планах, просто является ограничителем глубины и степени детализации стажировочной информации. Вариативность в объеме часов определяется потребностями стажёра и (или) детского сада.
Учебно-тематический план на 14 часов – это этап стажировки в форме обзорного демонстрационного курса, в котором раскрывается базовые знания основ формирования предпосылок функциональной грамотности на фронтальных лекционных онлайн - занятиях с использованием ИКТ технологий. Практические занятия на этом этапе не предусмотрены. На лекционных занятиях стажерам будет только представлен автономный учебный кейс на электронном носителе, который они могут далее использовать в качестве справочника-самоучителя для организации самостоятельного профессионального роста. Количество модулей по 14 часов стажёр выбирает самостоятельно.
Учебно-тематический план на 54 часа - обучение в форме обзорного демонстрационного курса (лекций) на 10 часов. Вторая часть практическое обучения – 44 часа. В этот учебный период предусмотрена возможность получения индивидуальных консультаций от руководителя стажировочной площадки через информационные каналы сети Интернет. Стажировка объемом 54 часа так же предусматриваются видео практические занятия, необходимые для формирования методических компетенций педагогов. Критерий окончания стажировки – выполнение всех практических заданий, а также экспертиза разработанных методических материалов. У успешно прошедшего стажировку педагога-стажера сформируется компетенция по вопросу формирования предпосылки 3-х видов функциональных грамотностей дошкольника : математической, финансовой, естественно-научной грамотности.
Большой акцент будет сделан на активные самостоятельные учебные действия стажёра в соответствии с принципами модульной технологии обучения, в том числе и в онлайн режиме на основе использования раздаточных материалов и интерактивных учебных ресурсов и кейс-технологий.
В начале стажировки предусмотрено входное анкетирование участников учебного процесса с целью определения начального уровня методической компетентности, выявления потребностей и постановки личных целей. В конце стажировки стажёрам предлагается выполнить рефлексивный самоанализ, заполнив соответствующую итоговую анкету.
Таким образом, стажировочная площадка «Развитие компетенций работников дошкольных организаций в условиях информационно-коммуникативных технологий»- это надежный проводник передовых идей и технологий в практику дошкольного образования.