МААМ-картинки

Развитие исследовательского поведения детей дошкольного возраста посредством развивающих занятий с педагогом-психологом ДОО

Марина Апаназова
Развитие исследовательского поведения детей дошкольного возраста посредством развивающих занятий с педагогом-психологом ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в педагогической психологии актуальна проблема развития исследовательских способностей у детей. Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в тоже время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, окружающее его. «Возраст почемучек» является периодом проявления неутомимой и оригинальной любознательности, ребёнок задаёт огромное количество вопросов, исследует новые области, ищет и находит применение вещам.

Публикация «Развитие исследовательского поведения детей дошкольного возраста посредством развивающих занятий с педагогом-психологом ДОО» размещена в разделах

Наблюдение за рыбками в аквариуме, постройка сложных конструкций из предметов и частей игрушек, изобретение чего угодно из всего что угодно и так далее – являются неотъемлемой частью жизни ребёнка. Маленький человечек постоянно вовлечён в поиск, так как он по своей природе является открывателем нового. Доказано, что детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения. Исследовательское поведение – универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая другие виды деятельности. В настоящее время А. И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения, выстроенному на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации». Таким образом, в основе исследовательского поведения лежит поисковая активность, являющаяся, по мнению И. П. Павлова, безусловным рефлексом и просматривающаяся как первоначальная психическая реакция на новый стимул.

Потребность в поиске, получение удовольствия от результатов творчества, от процесса «сотворения» являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца.

Неудовлетворённая потребность в исследовательском поведении является причиной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям. В воспитательном плане необходимо отметить, что нереализованная исследовательская активность ребёнка может найти выход в деструктивной деятельности. Так как к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение ещё более нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом для формирования произвольности, активности, самостоятельности и инициативности, служит хорошей базой для развития исследовательского поведения. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Деятельность - специфическая, присущая только человеку активность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Активность - личностно-деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе общественно-исторического опыта человечества. Среди разнообразных видов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др., особо выделяется активность, проявляющаяся в стремлении выхода за любые ограничения, наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности. Это стремление к новым объектам, новым догадкам и предположениям.

Познавательная активность - активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, -- они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

А. И. Савенков выделяет следующие исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске :

> видеть проблемы;

> задавать вопросы;

> выдвигать гипотезы;

> давать определения понятиям;

> классифицировать;

> наблюдать;

> умения и навыки проведения экспериментов;

> структурировать полученный в ходе исследования материал;

> делать выводы и умозаключения;

> доказывать и защищать свои идеи.

Развитие и закрепление навыков исследовательского поиска даёт положительные результаты. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями развития и познания. Как важно нам, взрослым, помочь им реализовать их. Ребёнок накапливает знания и представления о себе самом, об окружающих его людях, о животном и растительном мире, о явлениях природы и многом другом.

При подготовке занятий А. И. Савенковым рекомендуется опираться на четыре, условно выделенных, блока в познавательной активности ребё нка:

> культура мышления;

> конвергентное мышление;

> дивергентное мышление;

> познавательные функции.

Приложение 1. Картотека игровых заданий.

Карточка 1.

Задание 1.

Цель: развитие дивергентного мышления.

Задание: составьте предложения, используя слова:

1. Пешеход, знак, слон.

2. Колос, решето, ветер.

3. Окно, стол, автомобиль.

4. Телефон, утро, торт.

Задание 2.

Цель: развитие умения делать выводы и умозаключения.

Задание: определите живых существ с такими признаками:

> трусливый, быстрый, ловкий, хитрый;

> умный, злой, быстрый, сильный;

> запасливый, маленький, слабый, юркий.

Задание 3.

Игра «Угадай предмет». Цель: развитие умения задавать вопросы.

Содержание: детей делят на две команды. Перед командами кладут на стол совершенно неизвестный предмет, например: амперметр, астролябию, транспортир и тому подобное.

Задание: задав наименьшее количество вопросов, вы должны узнать всё, что можно об этом предмете.

Выигрывает команда, задавшая наименьшее количество вопросов и узнавшая наибольшее количество информации о предмете.

Задание 4.

«Определяем прочность мостика». Цель: развитие навыков экспериментирования.

Оборудование: кубики из конструктора, деревянная и алюминиевая линейки, тонкие полоски картона, бумаги, пластилина, груз и другое.

Задание: перед детьми ставится задача – определить, какой мостик наиболее прочный, пластичный, хрупкий. Что можно сделать, чтобы мост вобрал в себя разные достоинства?

Задание 5.

Цель: развитие конвергентного мышления.

Оборудование: карточки с изображением последовательных фигур.

1. Найди закономерность в расположении фигур.

2. Найди четвёртую недостающую фигуру и нарисуй её.

Карточка 2.

Задание 1.

Цель: развитие навыков экспериментирования.

Оборудование: нитки, трубочка от шариковой пасты, швейные иглы, проволока, наждачная бумага, гладкий лист бумаги, ножницы и др.

Задание:

1. Какими способами можно продеть нитку через трубочку от шариковой пасты?

2. С помощью наждачной бумаги и гладкой бумаги дети определяют, что такое шероховатая и гладкая поверхности. Какая поверхность более приемлема в различных ситуациях. Например: ледяные горки, письменный стол, горная дорога, лобовое стекло автомобиля и др.

Задание 2.

Цель: развитие умения давать определения понятиям, развитие навыков экспериментирования.

Оборудование: таз с водой, гвозди, шурупы, канцелярские кнопки, пластиковая бутылка с пробкой.

Содержание: ведущий предлагает детям опустить в таз с водой металлические предметы. Они тонут. Затем опускают бутылку. Она не тонет.

Задание:

> Почему гвозди и шурупы тонут в воде, а металлические корабли нет?

> Гвозди не могут летать, а железные самолёты летают?

> Рыбы дышат растворённым кислородом в воде, а человек нет?

Задание 3.

Цель: развитие умения задавать вопросы.

Содержание: игра «Отгадай мою загадку».

Один из участников выступает в роли ведущего. Он выбирает любую вещь из комнаты и запоминает её. Дети с помощью вопросов к ведущему пытаются угадать то, что он загадал.

Условие: ответы ведущего «да» и «нет».

Задание 4.

Цель: развитие дивергентного мышления.

Задание: найдите причину события.

1. Нам позвонили соседи с нижнего этажа.

2. Люди на улице стали одеваться теплее.

3. Город озарился вспышками огней.

4. Рыбаки всю ночь ловили рыбу.

5. Утро было солнечным и весёлым.

6. Фонарный столб закачался и упал.

Карточка 3.

Задание 1.

Цель: развитие умения фиксировать собственные идеи, развитие умения задавать вопросы.

Оборудование: листы бумаги А4, простые карандаши.

Содержание: ведущий рассказывает детям об истории письменности, о том, как люди передавали информацию друг другу, до того как появился алфавит.

Задание: «Представьте себе, что вы живёте в каменном веке, а эти листы бумаги – кора деревьев, ваша задача написать письмо, не используя букв алфавита своим предкам. Что бы вы им написали и какие бы вопросы им задали. Или как бы вы написали письмо Деду Морозу.»

После окончания наиболее оригинальные и интересные письма зачитываются всем детям.

Задание 2.

Цель: развитие дивергентного мышления.

Задание: «Назовите характерные черты: утра, телефона, болезни, дождя, квартиры, радости, часов, электрофена.»

После ответов детям предлагается на выбор назвать нехарактерные черты одного из предметов.

Задание 3.

Цель: развитие конвергентного мышления.

Оборудование: листы бумаги А5, ножницы, карандаши на всех детей и ведущего.

Содержание: ведущий вырезает из согнутого наполовину листа фигуру и показывает детям.

Задание: «Нарисовать то, что получится, если развернуть лист. Вырезать самим оригинальную фигуру и предложить другим детям нарисовать то, что получится, если её развернуть

Задание 4.

Цель: развитие умения давать определения понятиям.

Содержание: дети делятся на две-три команды. Каждой команде предлагается по две картинки с противоположным содержанием.

Например: корова – слон, попугай – синица, лес – детский сад и др.

Задание: найти как можно больше сходства в картинках.

Задание 5.

Цель: развитие умения задавать вопросы.

Задание: найдите ошибки в предложениях.

1. Солнце село за горизонт и начался день.

2. Летом в домах появляются свежесрубленные ёлки и пахнет мандаринами.

3. Прозвенел будильник, и Серёжа лег спать.

4. Весна принесла нам много ягод, грибов и опавших листьев.

5. Сверкнула молния, ударил гром, и пошёл снег.

Учитывая, что изобразительная деятельность – один из важнейших путей развития исследовательского поведения дошкольников, в структуру занятий необходимо включать задания продуктивного характера.

Карточка 4.

Задание 1.

Тема: Чудесный лес.

Цель: развитие конвергентного мышления, зрительного предметного восприятия, закрепить умение рисовать разнообразные деревья, создавая их из неопределённых фигур.

Оборудование: альбомный лист с изображёнными на нём неопределёнными фигурами, акварельные краски.

Методика проведения занятия : Педагог задаёт вопрос детям :

– Ребята, вы ходите с мамой, папой гулять в лес, парк?

Педагог выслушивает ответы всех детей. Потом говорит:

– Сегодня мы совершим путешествие в волшебный лес. Закройте глаза. Педагог включает запись птичьих голосов и продолжает:

– А теперь откройте глаза. Мы очутились в волшебном лесу. Слышите, как поют птицы в лесу. Ребята, какие деревья растут в лесу? А какие животные могут жить в этом лесу?

– Сегодня мы будем рисовать волшебный лес. Скажите, как вы его представляете?

Педагог предлагает детям обратить внимание на неопределённые фигуры, изображё нные на альбомном листе и продолжает:

– Можно нарисовать всё, что вам захочется, но необходимо дорисовать изображённые на вашем альбомном листе фигуры, чтобы они превратились в волшебных обитателей леса.

– Ребята, во что можно превратить эти фигуры?

Педагог поощряет ответы всех детей, старается направить их на то, чтобы ребята предлагали интересные и оригинальные идеи. Затем педагог предлагает детям нарисовать лес, дорисовывая незаконченные изображения. В процессе занятия необходимо следить за способами рисования акварелью, поправлять тех, кто действует неправильно. В конце занятия выделить наиболее удачные рисунки.

Темы для других заданий: «несуществующее животное», «живая клякса», «кактус», «цветик семицветик», «цветы маме», «нарисуй сказку» и другие.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Проект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДДПроект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» База.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Акватерапия на подгрупповых занятиях с педагогом-психологом. ФотоотчётАкватерапия на подгрупповых занятиях с педагогом-психологом. Фотоотчёт Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательского поведения детей дошкольного возраста посредством развивающих занятий с педагогом-психологом ДОО
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 13:59
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательского поведения детей дошкольного возраста посредством развивающих занятий с педагогом-психологом ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Марина Апаназова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД