Олеся
Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста средствами метода проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Зажарская О. Д
МБДОУ комбинированного вида
д/с 4 «Лесная сказка»
г. Самара. Самарской обл.
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Аннотация.
Эффективным методом формирования исследовательских умений у дошкольников старшего возраста является метод проектов. Выполнение учебных проектов дошкольниками закладывает у них основу формирования учебной деятельности, создаёт условия для проявления детской любознательности, познавательной активности, предоставляет возможность осознавать и оценивать собственные мысли и действия.
Публикация «Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста средствами метода проектов» размещена в разделах
Ключевые слова
Исследовательские умения, учебный проект, готовность проводить исследование, мотивированность воспитанников, проявление креативности и самостоятельности.
Образовательный процесс в современном образовательном учреждении должен быть направлен на достижение такого уровня образованности воспитанников, который был бы достаточен для самостоятельного решения ими проблем прикладного или теоретического характера. Достижение этой цели связывается с организацией деятельности, исследовательской направленности. Особенно актуальна эта проблема для дошкольников старшего возраста, поскольку именно на этом этапе познавательная деятельность является ведущей и определяет развитие познавательных способностей личности.
Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы А. И. Савенкова, Н. А. Семеновой [4; 5] и др. Ученые выделяют их из общеучебных умений, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются и связывают их с развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.
Под исследовательскими умениями мы будем понимать способность ребенка выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования на доступном детям материале, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения основ наук и опыта собственной практической деятельности. К сожалению, в практике преподавания сохраняется тенденция к стихийному формированию исследовательских умений. Основной формой организации работы по формированию данных умений остаётся работа с книгой.
Важное место среди методов, формирующих исследовательские умения, занимает метод проектов, т. к. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе. Он предполагает создание образовательных ситуаций, которые:
- показывают дошкольникам явления, противоречащие имеющимся у них представлениям;
- побуждают воспитанников высказывать свои предположения, догадки;
- предоставляют возможность проверить эти предположения;
- позволяют детям представить результаты своего исследования своим родителям, воспитателям, сверстникам, чтобы они оценили важность полученных данных.
Современные исследователи метода проектов (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат и др.) считают, что использование этого метода в комплексе позволяет решать образовательные (получение знаний по предметам, развивающие (формирование умений ставить проблему, планировать свою деятельность, представлять продукты деятельности и др. ,
воспитательные (воспитание умений работать сообща, принимать мнение товарища и др.) задачи. Ученые указывают на развивающий характер метода проектов и проектной деятельности вообще, они отмечают, что выполнение учебных проектов развивает у детей произвольность психических процессов, повышает познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования, способствует овладению исследовательской деятельностью [1].
Проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. На разных этапах выполнения проекта от воспитанники требуются те или иные умения. Это проблематизация, целеполагание, организация деятельности, самоанализ, самооценка, представление результатов своей деятельности, коммуникативность, умения принимать и применять решения [4].
В работе над любым проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в выборе темы, постановке целей и задач, поиске необходимой информации, ее анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами. От ученика требуются применение уже известных и «открытие» новых знаний. Рассмотрим, какие умения развиваются на каждом этапе выполнения любого проекта.
На организационном этапе перед дошкольниками стоит задача выбрать тему исследования, уточнить цели предстоящей работы. Если ребенок точно знает, что его интересует, то выбрать тему ему достаточно легко. В случае, если он не сразу может определить круг своих интересов, то необходимо, чтобы он ответил на вопросы: «Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?», «Что из изученного в детском саду тебе хотелось бы узнать более глубоко?» и другие. На этом этапе формируются умения «видеть проблему» и выделять под проблемы, ставить задачи, вытекающие из этой проблемы; осознавать и принимать познавательную задачу, видеть суть поставленной задачи [5].
На этапе планирования дошкольники уточняют информацию по теме, выдвигают гипотезы, определяют цели, задачи предстоящей работы, выбирают методы исследования. Дошкольникам трудно самостоятельно выдвинуть гипотезу своего исследования, поэтому мы предлагаем использовать опорные слова «предположим.», «допустим.», «возможно.», «а что, если…»которые помогут детям выдвинуть предположение для объяснения исследуемого ими явления. На этом этапе у старших дошкольников формируются умения составлять план своей деятельности; выстраивать гипотезы; определять цель своей работы, структуру исследования; самостоятельно генерировать идеи, выбирать наиболее продуктивный способ решения проблемы и др.
При выполнении проекта старшим дошкольникам необходимо использовать имеющиеся знания по проблеме, обращаться к детским справочникам и энциклопедиям, компьютеру, учебным фильмам; потребуются умения наблюдать, пользоваться специальными приборами (простыми лупами, биноклями и др., проводить эксперимент. Когда весь материал по проблеме собран, необходимо выделить из текста основные понятия, разбить на группы основные процессы, явления и др. ; выстроить по порядку основные идеи; сделать выводы, умозаключения; подготовить рисунки, схемы, чертежи, макеты и др. На этом этапе формируются умения самостоятельно находить недостающую информацию, использовать альтернативные пути поиска информации; выражать замыслы и вносить коррективы в ранее принятый план действий; классифицировать по какому-либо признаку, наблюдать, сравнивать, проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать изученные факты, практически применять знания, умения и навыки в различных, в том числе нетиповых ситуациях [6].
На этапе представления результатов своего исследования задача старших дошкольников - донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы. У воспитанников формируются умения рассуждать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выделять главное и второстепенное.
При оценке результатов деятельности дошкольники старшего возраста должны самостоятельно оценивать процесс и результат своей деятельности и деятельности своих товарищей, понимать и применять критерии оценивания проектов, отвечать на вопросы. Это очень важно для работы над следующим проектом, так как, учитывая свой прежний опыт, его положительные и отрицательные моменты, имея желание совершенствоваться, ребенок в каждом новом исследовании будет подниматься на качественно новый уровень.
Таким образом, учебный проект является мощным инструментом формирования мышления дошкольников старшего возраста, поскольку он обладает большими возможностями для развития умственных операций, повышения активности целенаправленности, гибкости мышления, способствует формированию культуры логических рассуждений. В качестве критериев для определения степени сформированности того или иного исследовательского умения у старших дошкольников могут служить непосредственная готовность воспитанника проводить исследование, которое заключается в том, что он в той или иной степени овладел исследовательскими умениями и применяет их в своем исследовании (данными умениями ребенок может овладеть при специально организованном обучении); мотивированность детей по отношению к исследовательской деятельности (проявляется в том, что дошкольник в определенной степени желает и может провести работу, связанную с поиском новых знаний и способов действий); проявление креативности в исследовании (заключается в творческом подходе к выбору темы исследования, умении ученика находить оригинальное решение проблемы или несколько способов решения, выборе методов и др.); степень самостоятельности при выполнении исследования (так, если исследовательские умения сформированы на более высоком уровне, степень самостоятельности дошкольника старшего возраста возрастает и наоборот - если исследовательские умения сформированы на низком уровне, ребенок нуждается в грамотной консультативной помощи воспитателя – руководителя проекта, которая будет способствовать повышению самостоятельности).
Организация работы над развитием исследовательских умений через выполнение разнообразных проектов показала, что у воспитанников повысился уровень знаний, что проявляется в самостоятельном «открытии» новых знаний, установлении закономерностей изучаемых явлений, углублении своих знаний по интересующей проблеме. Изменился уровень мыслительной деятельности.
Дошкольники старшего возраста стали рассматривать материал как самостоятельно добываемую, важную для них информацию. Ярче проявляются познавательные интересы детей, их стремление к творческой самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.
По результатам устного опроса интерес к выполнению различных проектов выразили 100% дошкольников; воспитанники отметили, что учебный проект «помогает лучше учиться, так как помогает разобраться во всем» - 78,3%, «учит дружить и помогать друг другу» - 64%, помогает «показать, что ты умеешь делать» - 58,5%, «увлечь товарищей тем, что интересно самому» - 48,4%, «поверить в свои силы» - 37,2%, «подружиться с ребятами из другой группы» - 20%.
Таким образом, формирование исследовательских умений через выполнение исследовательских проектов позволяет заложить основу для формирования учебной деятельности дошкольников старшего возраста - систему учебно-познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать поставленные цели, планировать, контролировать и оценивать исследовательские действия и их результат. Проекты создают условия для развития детской любознательности, потребности в самостоятельном активном познании окружающего мира.
Список использованной литературы
1. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников : кн. для учителя нач. кл. М. : Вентана-Граф, 2004. 112 с.
2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студ. пед. вузов. М. : АРКТИ, 2008. 112 с.
3. Полат Е. С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. №4. С. 47 - 50.
4. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. М. : Ось-89, 2006. 480 с.
5. Семенова Н. А. Развитие исследовательских умений мл