Старцева Жанна Нургалиевна
Развитие интереса к изучению английского языка у детей 5–7 лет в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интереса к изучению английского языка у детей 5-7 лет в ДОУ.
Давайте обратимся к определению слова интерес.
Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности.
Темочки:
Простым языком, интерес пробуждает стремление ребенка к познанию, способствует открытию нового. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. Немаловажное значение заключается в получении удовольствия от того, что мы делаем и получение результата.
Если рассматривать подходы к познавательному интересу более детально, то многие авторы, такие как: Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина JI.C., связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира [3,21,32]. Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной.
Г. И. Щукина считает, познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения[29, c.44]. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими[12, c.122].
Почему и зачем необходимо развивать интерес к изучению английского языка в раннем возрасте, этим вопросом задаются многие родители.
Если говорить об актуальности изучения английского языка, то все мы прекрасно понимаем всю важность и значимость владения языком для будущего ребенка. Что касается возраста, доказано, что ранний возраст, 5-7 лет, самый благоприятный для изучения иностранного языка, как следствие благоприятный для развития интереса и создания мотивации у детей для его дальнейшего изучения.
Раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане, развивает умственные способности ребёнка и благотворно сказывается на его эмоциональном и нравственном совершенствовании, развитии внимания, памяти, воображения и образного мышления.
Таким образом, в раннем возрасте процесс изучения иностранного языка проще, поскольку это время является активным сензитивным периодом в жизни подрастающего человека.
Растет общий уровень культуры и образованности ребенка. Развиваем усидчивость, дисциплину, концентрацию внимания, что немаловажно для будущего школьника.
Задача нас, воспитателей состоит в том, чтобы процесс обучения иностранному языку в будущем носил самостоятельный характер и сопровождался интересом со стороны ребят, а не носил принудительный.
Как показывает практика, интерес у школьников к изучению иностранного языка не всегда высок. Это еще раз доказывает, что его необходимо развивать. И от мастерства педагога зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.
За счет чего же развивать интерес ребенка, какие приемы нужно использовать.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, игра очень созвучна его природе. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.
Развитие и обучение детей английскому языку происходит исключительно в игровой форме. Именно через игру, благодаря игре ребенок познает мир, начинает видеть целостную картину мира, безболезненно входит во взрослую жизнь и проявляет интерес к иноязычной среде.
Виды игр:
1. Подвижные игры
Подвижные игры могут применяться при изучении абсолютно разных тем, например при изучении правил дорожного движения в рамках темы «Цвета». В ходе игры «Светофор» («Traffic lights») дети запоминают цвета светофора.
2. Сюжетно-ролевые игры (ролевые, драматизации, режиссерские)
Основные компоненты ролевой игры - тема, воображаемая ситуация, содержание, сюжет и роль.
Как пример можно брать отрывки из англоязычных сказок, либо игры по ролям, пальчиковый театр.
3. Копьтерные игры
Имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения задач. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора, знакомство с культурой англоговорящих народов.
4. Дидактические игры
Дидактическая игра – такой вид учебной деятельности, когда ребёнок одновременно играет и обучается чему – то новому. Дидактическая игра является одним из основных методов в педагогической практике и теории, используемым для расширения, углубления и закрепления знаний.
5. Игра-диалог
Важная часть в процессе изучения языка, ее не нужно обходить стороной, а включать желательно почти сразу же, на первых этапах изучения. Сама форма сказки близка и понятна детям дошкольного возраста.
6. Игра-путешествие
Игры - сказки, игры - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее.
7. Пальчиковые игры
Нацелены на развитие моторики пальцев, что положительно сказывается на становлении речи, необходимо при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности
Такие пальчиковые игры можно совмещать с видеокурсом - прослушиванием и просмотром игровых сюжетов с детскими песенками и использованием пальчиковых игр. Дети очень быстро запоминают песенки, рифмовки, движения, поскольку в подобном случае в работу включены несколько видов памяти. Одну и ту же игру необходимо повторять несколько раз с целью ее полного запоминания, после этого предложить другую рифмовку.
9. Введение персонажа на занятии, это еще один прием для привлечения внимания детей. Игрушка будет отличным помощником, с помощью которого занятие будет более увлекательным, создаст непринужденную обстановку, вызовет повышенный интерес к материалу.
Игрушка, может стать детям другом, встречи с которым они будут ждать от занятия к занятию.
Это, может быть, любая игрушка или изображающая какого-либо персонажа из сказки или мультфильма. (например, Микки Маус, Ариэль, Симба, Дональ Дак, мишка Teddy-bear, и тд.)
10. Песенки, рифмовки, мультики на экране или телевизоре, которые содержат отрабатываемый материал. С помощь них можно вводить или повторять новые лексические единицы, расширять словарный запас, проводить музыкальные паузы, физ-минутки, что создаст непринужденную обстановку для детей.
Таким образом, нетрадиционные формы и приемы занятий и повышают интерес к изучению иностранного языка. Они характеризуются универсальностью: их можно использовать на различных стадиях обучения и адаптировать к разным целям и задачам.
Игра осуществляет множество функций в процессе развития ребенка, облегчает учебный процесс, может помочь овладеть материалом, развивает необходимые компетенции. Через игру педагог создает и формирует у дошкольников навыки и умения находить нужные данные и информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе решения в типичных и необычных моментах.
Поэтому игра, представляя основной вид деятельности ребенка, дает возможность преодолеть большинство трудностей, связанных с относительным характером иноязычного общения и повысить положительное влияние иностранного языка на становление личности. Множество игровых ситуаций, мифических сюжетов создает на занятиях атмосферу веселья, творчества, благоприятной эмоциональной атмосферы.
Список используемой литературы
1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенкаМ. : Просвещение, 2002. 260 с
2. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. : Педагогика, 1971.
3. Филина М. Л. Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет-Изд. 3-е, испр. - Волгоград:Методкнига. -194с.
4. Хусаинова А. Д. Игра как ведущий прием в обучении английскому языку дошкольников / А. Д. Хусаинова. – Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2017. – С. 95-98.
5. Красилова И. Е. Особенности обучения английскому языку на современном этапе развития дошкольного образования / И. Е. Красилова. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. – С. 22-27.
6. Танцырева Л. А. Программа дополнительного образования по английскому языку старшего дошкольного возраста / Л. А. Танцырева. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. – С. 180-192.
7. Хожайнова Е. И. Процесс изучения иностранного языка в ДОУ : развивая творчество, говорим по-английски / Е. И. Хожайнова, И. Н. Домарева, А. В. Петровская, А. Н. Паршуткина. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2017. – С. 42-45.