Светлана Колесникова
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР – одна из актуальных проблем. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для детей с ТНР очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимую в становлении личности в целом.
Начиная работу по данной теме мы разработали перспективный план работы по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы, план работы с семьями воспитанников, перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов,
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для этого мы оборудовали в группе:
1. Детскую мини – лабораторию «Почемучки», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования: это наличие
Специальная посуда
Природный материал
Утилизированный материал
Измерительные приборы
Медицинский материал
Мир материалов
Технический материал
2. Мини - музей «Чудесная кладовая» здесь находятся всевозможные коллекции: «Коллекция семян», «Коллекция тканей»; «Коллекция бумаги» и т. д.
Здесь же находятся различные макеты (макет Солнечной системы, макет фильтра для воды, макеты времён года и др., дневники наблюдений, опытов, алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Образовательный процесс осуществляла в ходе коррекционно- образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов, при организации самостоятельной деятельности детей.
Работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми проводили по четырем взаимосвязанным направлениям:
1. Ребенок и живая природа
2. Ребенок и неживая природа
3. Ребенок и человек
4. Ребенок и рукотворный
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
В процессе экспериментирования широко применяю информационно –коммуникационные технологии.
В рамках просветительской работы родителей подготовили консультации: «Как развивать познавательные интересы дошкольников», «Опыты и эксперименты в домашних условиях», «Познавательное развитие дошкольника», буклеты, памятки. Так же разработаны рекомендации для родителей: «Этапы организации опыта и эксперимента».
Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития речи у дошкольников с ТНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Ведь цель дошкольных учреждений - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше, этот замысел реализуется в детской экспериментально-исследовательской деятельности.