Шумилова Наталья
Развитие интегративных качеств дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие интегративных качеств дошкольников с ОВЗ в процессе
реализации современных педагогических технологий обучения и воспитания в соответствии с ФГОС ДО»
Интегративное качество - это системное образование, которое:
1. Формируется в процессе освоения ребёнком основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Является показателем и характеризует 3 сферы развития ребёнка –личностную, интеллектуальную, физическую
Публикация «Развитие интегративных качеств дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Способствует самостоятельному решению ребёнком жизненных задач (проблем, адекватных возрасту.
Из этого следует, интегративные качества ребенка - это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В своей работе с детьми с ТНР 6-7 лет, я применяю технологию «Организация проектной деятельности в детском саду», авторами данной технологии являются Николай Евгеньевич Веракса и Александр Николаевич Веракса. Технология проектной деятельности помогает в развитии интегративных качеств у детей с ОВЗ, она позволяет обеспечить совместную деятельность педагогов и детей в процессе обучения и воспитания.
Преимущества использования проектной деятельности с детьми с ОВЗ:
1. Повышает качество образовательного процесса.
2. Можно использовать в коррекционно- образовательной работе с детьми с ОВЗ.
3. Обеспечивает сотрудничество между взрослыми и детьми.
4. Служит развитию критического и творческого мышления.
5. Способствует повышению компетенции педагогов.
6. Позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей.
Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях.
Изучив необходимую методическую литературу по теме «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Определила тему своей работы: «Развитие интегративных качеств дошкольников с ОВЗ, посредством применения технологии проектной деятельности».
Цель: Формирование познавательного интереса и повышение познавательной активности у воспитанников с ОВЗ через проектную деятельность.
Задачи: Развивать познавательный интерес и речевое развитие в различных областях и видах деятельности. Развивать коммуникативные способности дошкольников в современной деятельности.
Этапы деятельности по реализации темы «Развитие интегративных качеств дошкольников с ОВЗ, посредствам применения технологии проектной деятельности через области познания»
Этапы
I -Этап- Сентябрь
Подготовительный (Информационный)
Цель: Повышение уровня теоретических знаний по теме: «Развитие интегративных качеств дошкольников с ОВЗ, посредствам применения технологии проектной деятельности», развитие любознательности и познавательной активности.
1. Список литературы:
• Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М. : Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
• Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
• Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
• Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
1. Ознакомление с ИКТ -ресурсами.
2. Изучить и обобщить опыт работы специалистов по теме «Проектная деятельность в детском саду»
3. Изучить диагностический инструментарий по технологии проектной деятельности в детском саду
II-Этап деятельностный (план деятельности по достижению цели)- Октябрь
Цель: Адаптирование изученных технологий и разработка своей системы работы по теме
1. Осуществить отбор эффективных методов и приёмов.
2. Разработать: перспективный план
Разработать вопросы для планирования работы.
- к кому обратиться за помощью;
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать;
- с какими предметами научиться работать для достижения цели;
- составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;
- консультация со специалистами ДОУ;
- составление плана - схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями);
- сбор информации, материалов.
3. Провести первичный мониторинг уровня освоения программы
4. Создать предметно-пространственную развивающую среду в помещении
III-Этап Практический - Октябрь- Апрель
Создание условий для организации партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников.
Создание условий для обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста возраста с ОВЗ, и их успешной социализации.
- создание предметно - развивающей среды;
- анкетирование;
- маршруты выходного дня;
- тематические встречи;
- конкурсы, досуги, акции.
Работа с детьми:
Задачи:
1. Формировать у детей представления о обобщенном понятии «посуда», ее назначение и применении, а также, знакомство с материалами, из которых сделана посуда.
2. Формировать у детей познавательного интереса к предметному миру.
3. Фоспитывать интерес к профессии — экскурсовод.
4. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность.
Работа с родителями:
Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.
IV -Результативный - март
Результат проекта (продукт) : презентация
(подведение итогов, продукт деятельности)
Цель: Трансляция собственного опыта с целью повышения познавательного интереса к проблеме, как условию успешного развития современного дошкольника;
Демонстрация материалов, представление результатов.
- Проведение итогов мероприятий в рамках работы
- Публикации статей в периодических изданиях в Интернет-ресурсов.
Предметно-пространственная развивающая среда в помещении
• Подобрана литература по темам проектов.
• Оформлены уголки для родителей (консультации, папки- передвижки, фотоотчет).
• Подбор экспонатов, материала, оформление выставок.
Осуществила отбор эффективных методов и приёмов
• Практические - создание развивающей среды; экскурсии, наблюдения; оформление уголков в группах для познавательного развития детей.
• Словесные – беседы, наблюдения; чтение худ. литературы, заучивание стихотворений; дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
• Наглядные – выставки, конкурсы; сбор фотоматериалов; рассматривание иллюстраций; ознакомление с художественными образами искусства; личный пример взрослых.
Работа с детьми:
В нашей группе прошли такие проекты:
«Моя семья», «Путешествие в мир посуды», «Обьемные модели», «Мои любимые книги»
На примере проекта «Путешествие в мир посуды», я хочу раскрыть как при помощи технологии «Проектная деятельность» развиваются интегративные качества дошкольников с ОВЗ.
Тема: «Развитие интегративных качеств дошкольников с ОВЗ посредством создания мини-выставки: «Путешествие в мир посуды».
Паспорт проекта:
Название проекта: «Путешествие в мир посуды».
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников
Цель работы: Развитие интегративных качеств и познавательно-речевой активности у детей с ТНР через создание мини-выставки «Посуда»
Задачи работы:
Образовательные:
Способствовать развитию речевой активности у детей в процессе проектной деятельности;
Формировать умение добывать необходимую информацию, используя различные источники.
Развивающие :
Обогащать, активизировать и расширять представления об окружающем мире;
Развивать коммуникативные способности, инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;
Воспитательные:
Формировать эмоциональную заинтересованность детей к совместной деятельности.
Вопрос проекта: Какая бывает посуда?
По длительности: краткосрочный
По количеству: групповой
Актуальность проекта: Сегодня много говорят о необходимости создания развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности.
Данный проект систематизирует и обобщает знания детей о посуде (видах, материалах, из которых она сделана, предназначении).
В проекте были использованы следующие методы и приемы:
• Словесные методы: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа.
• Наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Предполагаемый результат проекта: Дети узнают о посуде, ее назначении и применении и о том, из чего ее изготавливают, в завершении проекта создание мини выставки посуды «Путешествие в мир посуды».
Этапы работы:
Подготовительный этап.
- Изучение литературы;
- Определение темы, цели, задач проекта;
- Обсуждение с родителями темы проекта;
- Выбор места для размещения.
Дети нашей группы посещают разные выставки и в музеи нашего города. Так возникла идея у ребят создать свою выставку. Тему выставки ребята обсудили с родителями. Далее, на родительском собрании было принято решение о создании мини выставки посуды. Так как у многих родителей, дома находятся уникальные экспонаты. Для создания мини- выставки выбрали безопасное и доступное для детей местом.
Основной этап.
Сбор экспонатов.
Чтение сказок, энциклопедий, стихов, загадок, просмотр презентаций по теме проекта, рисование посуды.
Оформление выставки.
Далее, родители принесли экспонаты для выставки. Представленные экспонаты были по-своему оригинальны и не повторимы. Многие экспонаты были привезены из разных стран.
В нашей группе в рамках тематической недели «Посуда», была проведена большая работа по ознакомлению с данной темой:
- Работа с энциклопедиями, просмотр журналов, классификация посуды (чайная, столовая, кухонная);
- Знакомство детей с историей возникновения посуды, ее назначение и применении, а также, знакомство с материалами, из которых сделана посуда.
- как называются люди, изготавливающие предметы посуды, где ее изготавливают. В этом нам помог интерактивный глобус, ребята находили на глобусе страны;
- Чтение сказки: К. И. Чуковский «Федорино горе», Л. Лихачева «Уроки этикета». Загадки «Посуда». Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин». Рассказы Н. Носов «Мишкина каша». В. Осеева «Почему?»
- Загадывание загадок, составление загадок описательного характера;
- Просмотр презентаций старинной, декоративной посуды (гжель, жостово, хохлома);
- Оформление группы работами детского творчества по теме «Сказочная Посуда»
Я принесла для оформления выставки русский платок, так у нас постепенно была оформлена мини- выставка «Путешествие в мир посуды».
Заключительный этап.
Обсуждение результатов деятельности.
Проведение экскурсий по мини выставке.
Были приглашены родители и дети с других группа на выставку. Ребята проводили экскурсии сами и рассказывали об экспонатах в мини- выставке.
Ребята и родители с большим интересом рассматривали мини- выставку посуды. Далее создаем альбом рисунков о мини- выставке совместно с детьми.
Вывод: В результате проведённой работы, я отметила, у детей сформированы навыки исследовательской деятельности, развита познавательная активность, самостоятельность, творчество. Умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Технология «проектная деятельность в детском саду» помогает развить познавательные и творческие способности дошкольников, делает их активными участниками образовательного процесса, т. е. способствует развитию интегративных качеств ребенка.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Журнал «Управление ДОУ» № 4, 2004 г.
4. Сказка: К. И. Чуковский «Федорино горе».
5. Л. Лихачева «Уроки этикета».
6. Загадки «Посуда».
7. Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин».
8. Рассказы Н. Носов «Мишкина каша». В. Осеева «Почему?».
9. Энциклопедия о посуде.