Нина Русских
Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «лэпбук» и «геокешинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка и опирается на нормативную картину развития ребенка-дошкольника, в которой определены следующие сферы инициативы : творческая; инициатива как целеполагание и волевое усилие; коммуникативная; познавательная [7].
Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям [2. c.448]. К. Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявления встречной активности по отношению к другому человеку [3, c.299].
Публикация «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии „лэпбук“ и „геокешинг“» размещена в разделах
- Геокешинг (геокэшинг) для детей
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Е. А. Погонина под инициативой понимает форму активности, которая считается причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к исследованию инициативы, автор выделяет её структуру мотивационно-потребностной, чувственный и когнитивный компоненты и 2 фазы инициативы : выдвижение нового замысла (начинание) и его осуществление [4, c.205].
Развитие познавательной инициативы можно заметить у детей в дошкольном возрасте, когда пытливость детского ума начинает задавать вопрос «Почему?», когда ребенок начинает знакомиться с миром природы и людей, с явлениями окружающей среды. Проблема развития инициативы может быть в том, что возникший интерес может быть погашен взрослым, если ребенок не может найти ответы на свои вопросы.
Согласно ФГОС ДО дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка, в которой определены следующие сферы инициативы : творческая; коммуникативная; познавательная. ООП ДО и АООП ДО направлена на развитие гибкости, пластичности развития ребенка. Одним из требований психолого – педагогических условий является «поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности». Это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования [4].
«В исследованиях Т. Алиевой и Г. Урадовских описываются следующие способы поддержки детской инициативы :
сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств;
игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели;
совместное (дети и родители);
коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов);
организация среды, задающей структуру партнерских действий и взрослых детей;
проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Способы поддержки детской инициативы, перечисленные выше, эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых».[1].
Лэпбук способствует дошкольнику самостоятельно получать знания по данной теме закрепить свои знания и запомнить материал (если у ребенка зрительное восприятие). По желанию ребенка он может пользоваться играми из книжки – папки сделанную своими же руками книжку. Воспитанники любят играть подгруппами, с помощью игр развиваются коммуникативные навыки. Задания выбираются по уровню развития детей (малыши рассматривают кармашки с карточками или фигурками животных, а старшие – задания, подразумевающие умение, считать, писать буквы и т. д.). Его создание это совместная деятельность взрослого и ребенка. Представление результатов проекта или тематической недели. В дальнейшем ребенок самостоятельно сможет получать информацию и обрабатывать ее.
«Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе)». [1].
В МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» реализуется программа развития, целью которой является создание условий для развития инициативы у детей дошкольного возраста в воспитательно – образовательном пространстве для повышения качества образования в ДОУ.
Педагоги ДОУ с воспитанниками старшего дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности используют в педагогической деятельности технологию лэпбук. Они используются по пяти направлениям реализации ООП ДО (речевое, познавательное, художественно – эстетическое, физическое развитие).
В рамках проекта или тематической недели педагоги совместно с детьми их изготавливают. У каждого своя структура, они носят познавательны характер: (энциклопедическая информация по теме, загадки, игры на развитие речи, логики, памяти, моторики и т. п.) В процессе изготовления и работы с лэпбуком информация расширяется по мере необходимости, добавляют разделы. Этапы изготовления: 1) целеполагание (выбор темы); 2) составление плана, разделов; 3) выполнение (практическая часть); 4) подведение итогов. Выполнение основано на деятельностном методе обучения. При создании лэпбука дети, а находят информацию самостоятельно в процессе собственной исследовательской, познавательной активности.
В ДОУ в каждой группе старшего дошкольного возраста используются лэпбуки по познавательному развитию при ознакомлении с традициями русского народа в рамках проекта «Моя Родина Россия» изготовлены лэпбуки : «Русская изба», «Масленица», «Тряпичная кукла», «Русская народная культура и быт» и др.
Формирование целостной картины о растительном и природном мире, через дидактические игры дети узнают, о природных особенностях, самостоятельно делают фото для них, изучают информацию обогащают свои знания, изготавливают со сверстниками, в процессе чего формируется умение работать в команде, умение договариваться. Обогащаются знания и умения выполнить аккуратно. Детьми изготовлены лэпбуки : «Пернатые друзья», «Красная книга», «Растения», «Растительный мир», «Кошки», «Насекомые», «Зима», «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Богатыри», «Хлеб на стол и стол престол» и др.
Знакомство с родным краем в рамках экспериментальной программы МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» по нравственно - патриотическому воспитанию «Колыбель моя Россия» к разделу «Я и моя Родина» для ознакомления с Малой Родиной были изготовлены лэпбуки : «Мы гордимся Вами земляки», «9 мая», «Наш поселок Жемчужина Саян» и др.
Развитие математических представлений у дошкольников проходит в увлекательной игре по лэпбукам : «Числа и цифры», «Геометрическая мозаика», «Веселая математика», «Математика вокруг нас» и др.
Большое значение имеет использованию лэпбука в логопедической группе. Одной из сложных задач дошкольного возраста является развитие речи у дошкольников на помощь этому приходят чудо книжки «Что за чудо эти сказки?», «Теремок». «Буквоград», «Страна звуковичков», «Город звуков» и многое другое.
Создание папки – книжки, это сплочение детско – родительского коллектива, родители активно сотрудничают, обеспечивают поддержку помогают в организации информационного фонда, оказывают техническую поддержку (снимают фото, видео материалы, поддерживают интерес.
На занятиях физкультуры инструктор по физической культуре использует технологию геокешинг. В НОД с детьми старшего дошкольного возраста поводятся занятия - путешествия, на улице туристические прогулки с использованием карт – схем. На занятии «Путешествие по необитаемому острову» дети старших групп искали сокровища и выполняли различные задания на развитие физических качеств. Воспитанники искали место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте. А клад – это сладости и игрушки.
Использование технологии геокэшинг открыли новые возможности воспитания и обучения дошкольников развили у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач, интерес к физкультуре.
В процессе НОД по физическому развитию у детей сформировались умения ориентироваться на местности по карте – схеме, дети научились определять направление маршрута. В процессе игры развивались такие качеств как целеустремленность, концентрация внимания, логическое мышление, формировались коммуникативные умения детей, и культура общения.
Таким образом, использование технологий лэпбук и геокешинг направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста инициативности, творческого потенциала, с помощью которого у ребенка развивается поисковая активность, умение находить информацию, расширяются знания, кругозор, умение самостоятельно добывать информацию и находить решения для поставленных проблем.
Список литературы
1. Алиева, Т. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т. Алиева, Г. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113-119.
2. Г. А. Горлова Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий,Методическое пособие для воспитателей ДОО, 2016,с. 30.,
3. Степашов, Н. С. Творческая инициатива в системе обучения [Текст] / Н. С. Степашов. – М. : Знание, 1990. – 41 с.
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Текст]. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 23 с.