Получи документы

Развитие инициативы и самостоятельности в подготовительных группах. Работа психолога.

Галина Кузнецова
Развитие инициативы и самостоятельности в подготовительных группах. Работа психолога.
▼ Скачать + Заказать документы

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

Публикация «Развитие инициативы и самостоятельности в подготовительных группах, Работа психолога,» размещена в разделах

б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;

в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

д) проявляют способность к волевым условиям;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Инициативность — необходимое качество личности человека. У ребенка-дошкольника оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Инициативный ребенок стремится сам организовать игру, порисовать, что-то слепить, общителен, умеет найти занятие по желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности.

Самостоятельность ребенка- это само осуществление деятельности, это процесс делания. Тогда как инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Главной особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее организованность. Ведь при поступлении в школу от детей потребуется не самостоятельность вообще (которая может проявляться в своеволии, нарушении дисциплины, а именно организованная самостоятельность, направленная на решение познавательных задач, способствующая безболезненной адаптации к новым условиям.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду осуществляются все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Элементарный труд дает благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Рекомендую педагогам давать детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекать их к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой.

Для воспитания самостоятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому я советую педагогам групп организовывать целевые прогулки, экскурсии, во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых, взаимоотношения людей в процессе работы. Эмоциональные впечатления, полученныенаэтихпрогулкахформируют общие интересы, помогают воспитывать у детей активность в труде.

В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации коррекционно-развивающей работы я всегда стараюсь мотивировать ребенка на достижение цели, выражаю уверенность в том, чторебеноксможетуспешновыполнитьзадание. Выражаю личное переживание успеха. Иногда даю задания, которые дети выполняют небольшими группами, дети выбирают ответственного за выполнение задании,каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, чтокаждыйребенокпопеременновыступает то в роли ответственного за качество работы товарищей, то в роли исполнителя, данная деятельностьспособствуетформированиюответственности, инициативы и добросовестности.

Для самостоятельной изобразительной деятельности в группах оборудован"Уголок творчества", созданный по принципу доступности и мобильности, в нем размещаются различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, манка, песок, трубочки для раздувания, цветная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). В коррекционно-развивающей работе я использую перечисленные выше материалы с целью развития мелкой моторики, развития воображения.

Формирование самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частьюобычнойповседневнойдеятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым).

В группах нашего ДОУ оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музеи», «театральная сцена», «уголок ряженья». Их создание подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети любят наряжаться в уголке ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты.

Коллективная театрализованная деятельность способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы, создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления талантов. В практике ДОУ давно используется показ спектаклей, сценок старших дошкольников для младших дошколят.

Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. Не все дети старшего дошкольного возраста умеют организовать самостоятельную деятельность, поэтому надо, чтобы среда легко менялась или дополнялась в зависимости от поставленных задач. Педагоги нашего ДОУ используют различные универсальные ширмы, мольберты, стеллажи на колесах, кубы.

Развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Для самостоятельных игр, я советую, оборудовать в группах игротеку, включающую игры на развитие логического действия, сравнения «Найди лишний предмет», «Найди отличия», «Сравни картинки»; логических операций «Что перепутал художник», «На что похоже?»на узнавание по описанию, ориентировку по мнемотехническим схемам, дорожкам.

Стимулируя развитие самостоятельности каждый раз стараюсь раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.

Таким образом, самостоятельность детей идет от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без участия педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Литература:

1. Бабаева Т. И. г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».

2. Веракса Н. Е. журнал «Современное дошкольное образование» № 5/2011

3. Ежкова Н. С. г. Санкт – Петербург «Формирование у старших дошкольников умения организовывать самостоятельную деятельность». С. 42

Публикации по теме:

«Лето с дедушкой Корнеем» создание образовательной среды-важнейший компонент развития детской инициативы и самостоятельности Для благоприятного развития ребенка огромное значение имеет организация развивающей предметной среды. Так как в настоящее время вступил.

Организация работы по развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности у дошкольников на зимней прогулке «Организация работы по развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности у дошкольников на зимней прогулке» «Истоки способностей.

Развитие самостоятельности детей и поддержка инициативы Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны.

Групповой сбор «круг» как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности Несмотря на свой, более столетний, возраст, технология саморазвития ребенка в предметно – развивающей среде М. Монтессори является актуальной,.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как средство развития инициативы и самостоятельности детей» 1 слайд «Проектная деятельность в детском саду» «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество.

Консультация «Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей» Консультация «Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей» В Федеральном государственном.

Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возрастаМузейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста 2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы.

Проект проведения Дня самоуправления в подготовительных группах детского сада «День самостоятельности» Тип проекта: педагогический, практико-ориентированный Вид проекта: краткосрочный Сроки выполнения проекта: с 3 по 19 апреля 2017 г. Руководители.

Развитие детской инициативы и самостоятельностиРазвитие детской инициативы и самостоятельности В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Детская.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в ДОУ В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие инициативы и самостоятельности в подготовительных группах. Работа психолога.
Опубликовано: 4 октября 2017 в 14:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие инициативы и самостоятельности в подготовительных группах. Работа психолога.» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД