Наталия Письменская
Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личности человека происходит на протяжении всей его жизни, начиная с дошкольного возраста. В этот период активизируются мыслительные процессы ребёнка, появляется интерес к нестандартному решению задач, самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального. Активное познание ребёнка - это основная форма его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и даёт перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребёнка. Поэтому данная тема является актуальной, работа в данном направлении позволяет выявить технологии, методы, приёмы, применение которых наиболее эффективно для развития личностных качеств ребёнка.
Публикация «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» размещена в разделах
Основные направления в развитии личностных качеств ребёнка дошкольного возраста выделены в ФГОС : самостоятельность, инициативность, творчество.
Целью воспитателя является создание условий, побуждающих ребёнка к проявлению инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности. Достижению данной цели способствует решение таких задач, как формирование положительной самооценки и уверенности в своих возможностях у каждого воспитанника, установление правил взаимоотношений в коллективе (ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый); обновление и расширение развивающей предметно-пространственной среды.
Инициатива - это побуждение к новым формам деятельности, проявление активной позиции в общении, руководящая роль в какой-либо сфере деятельности. Различные виды инициативы способствуют развитию его важных психических процессов (новообразований возраста, а также создают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию.
Одним из принципов дошкольного образования является создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности воспитанников, что необходимо для социализации ребёнка. То есть предоставление возможности каждому проявить себя в различных видах деятельности, принять решение, объяснить причину явления, оценить ситуацию, предложить решение проблемной ситуации.
В своей работе мы строго придерживаемся целевых ориентиров по ФГОС ДО.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО:
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок способен к волевым усилиям;
- ребёнок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
В группе предусмотрены центры, которые помогают ребёнку реализовать себя в различных видах деятельности.
Инициативу ребёнок проявляет в различной степени, воспитателю важно поддержать ее, не оставить без внимания, создать ситуацию наиболее успешной реализации. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка и в том числе развитию и поддержке детской инициативы.
Хотим поделиться некоторыми ситуативными моментами из жизни старшей группы «Солнышко», которые созданы самими детьми при поддержке воспитателя.
Наблюдая за индивидуальной работой воспитателя и воспитанника, один из ребят предложил организовать свою группу, в которой он обучит собирать головоломку. Так организовались несколько групп по интересам: в одной – обучаются сбору головоломки, в другой – сочиняют истории. Тема предлагается ребёнком, к нему подходят дети, которых заинтересовала предложенная деятельность. Группы стали регулярно собираться во время самостоятельной деятельности (складывание салфеток, оригами, чтение стихотворений, лидеры групп периодически меняются, дети с удовольствием берут на себя и роль лидера, и роль участника.
Деятельность группы каждый день была различная, предложения поступали от детей без помощи воспитателя. Воспитатель только поддерживает предложение, помогает в организации. Затронуты коммуникативная и творческая сферы инициативы.
Работа в творческих группах способствует развитию детской инициативы, самостоятельности и коммуникативных умений: умение предложить свой вариант, выслушать товарища, распределить обязанности и прийти к общему решению. Это достаточно сложно, так как часто приходится сталкиваться с возникающими в группах спорами или чрезмерной активностью лидеров группы, но научить детей работать самостоятельно в группах дает детям необходимые навыки для обучения в школе.
Задача воспитателя в данных ситуациях следить за ходом деятельности. Если дети не могут решить возникший спор самостоятельно, воспитатель должен ненавязчиво предложить возможные варианты выхода из ситуации или с помощью наводящих вопросов.
Познавательная инициатива – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. В детях природой заложено стремление к исследованию окружающего мира. Желание познавать, искать ответ, заложено у них генетически. Особенно когда дело касается такого способа познания, как экспериментирование.
Во время экспериментирования «Свойства воздуха» ребёнок дует на бумажную бабочку на нитке. Поступает предложение от ребёнка, выйти в центр комнаты и покружиться с бабочкой. Дети сами, сравнивая движения бабочки (добавилось вращение, самостоятельно делают новые выводы.
Во время прогулки, выяснив, что сегодня снег рассыпчатый, не лепится, и слепить снеговика или снежки невозможно, один ребёнок предложил сделать вулкан, используя снег, листья, землю, объясняя, что нужно делать. Заинтересовал детей.
Часто ребята играют в школу, где один берёт роль учителя и предлагает стать кому-то учениками. Помогают тем самым овладеть новыми понятиями и умениями детям, у которых возникли трудности в образовательной деятельности. В таком виде деятельности воспитывается ответственность, усидчивость, отзывчивость. Повышается уверенность в себе, своих умениях как у «учителя», так и у «ученика».
Часто проводятся интересные досуги с включением коммуникативных игр, где воспитатель занимает партнерскую позицию.
Театральные игры и спектакли так же позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными. Воспитанники учатся чётко формулировать свои идеи, мысли и излагать свои инициативы.
Познакомившись с миром театра и посетив инсценировку «Снегурочка», ребята решили самостоятельно создать декорации для спектакля «Два мороза». Воспитателем был предложен материал для создания декорации, композицию дети составляют сами, обсуждая, и советуясь друг с другом. Затем применяют свои декорации в своей постановке.
В группе проходят театрализованные представления. Прослушав сказку, каждый ребёнок выбирает понравившегося ему героя, допускается импровизация ребёнка при исполнении роли в спектакле. Спектакль или театрализация обязательно проходят для зрителя, это ребята своей группы или дети младших групп, что развивает интерес к театральной деятельности, воспитывает ответственность, повышает чувство значимости ребёнка в коллективе.
При игре в кукольный театр дети составляют с одними и теми же героями различные ситуации, придумывают истории, создают декорации, например, пальчиковый театр в уголке природы, где в качестве декораций были применены растения и камни.
На день матери воспитатель предложила придумать, как оформим одно из поздравлений (слова-поздравления на небольшом листке). Предложение от ребё нка: рисуем вокруг цветок, серединка – поздравление, цветы собираем в один большой букет. В ходе работы дети между собой обсуждали рисунки, появлялись лидеры, к которым обращаются за советом.
Из опыта нашей работы мы можем сделать следующие выводы о способах развития и поддержки детской инициативы :
Принимать и поддерживать интерес и познавательные желания ребенка.
Давать возможность ребенку предлагать идеи и высказывать свои мысли.
Давать ребенку возможность сделать и попробовать самому и сделать соответствующие выводы ( не оценивать ребенка: «правильно - не правильно»).
Позволять ребенку самостоятельно выбирать способ и необходимые материалы к выполнению действия.
Формировать коммуникативные умение ребенка (договариваться, слушать, аргументировать).
Предоставить ребенку предметно-пространственную среду, способствующую поддержке его инициативы.
Занимать позицию «партнера».
Ребенка можно привлечь к любой деятельности. Но постоянный интерес на протяжении всей деятельности и достойный результат может быть только от той деятельности, которая идет от самого ребенка, т. е. ребенок проявляет к ней интерес и в ней инициативу. К тому же такая деятельность позволяет ребенку соответствовать тем требованиям, необходимым ему в школе: быть самостоятельным и активным в принятии решений и выполнении действий.