Магомедова Сабина
Развитие и совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
развитие и совершенствование связной речи детей дошкольного возраста
Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не понимают переносного значения. Понимание мыслового содержания слов начинается к 6-7 годам.
Публикация «Развитие и совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В речи детей существует множество проблем:
- речь состоящая только из простых предложений.
- бедность речи.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- плохая диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность выстроить монолог, например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и
темп речи и т. д.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Развитие речи тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей ребенка. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста -это формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения.
2. Умения речевого этикета.
3. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
5. Невербальные (неречевые) умения.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:
*Описание
*Повествование
*Рассуждение
*Пересказ
*Рассказ
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу.
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов.. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи,можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Формирование речи детей осуществляется как в процессе разнообразия практической деятельности при проведении игр,режимных моментов, наблюдений за окружающей средой и т. д., так и на организованных занятиях. Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве. На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира мы учим воспринимать обращенную речь взрослого. Надо формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание.
Приемы обучения:
-комментирование действий;
-показ и рассматривание предмета,выполнение действий с предметом;
-просьбы и поручения;
-повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений;
-вопросы-ответы;
-опосредованное общение через куклу (игрушки)
Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Речь педагога, прежде всего должна быть неторопливой, спокойной. Особенно четко должны различаться вопросительные, повествовательные и восклицательные предложения. Педагог должен воспитывать своей речью. В
связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей. Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
.
Спасибо за внимание!