Лучший педагог года

Развитие художественной литературы и речи дошкольников и знакомство с использованием мнемотехники

Наталья Власенко
Развитие художественной литературы и речи дошкольников и знакомство с использованием мнемотехники

Педагоги, работающие с дошкольниками и сталкивающиеся с образовательными проблемами, должны найти вспомогательные инструменты, которые облегчают, систематизируют и направляют процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких инструментов является визуальное моделирование. Визуальное моделирование — это воспроизведение внутренних свойств объекта исследования, создание его заменителя и работа с ним. Метод визуального моделирования помогает ребенку визуально выразить абстрактные понятия (звуки, слова, предложения, текст) и научиться работать с немотабельными таблицами. Этот метод представляет собой попытку использовать зрительную, моторную и ассоциативную память для решения когнитивных задач. Научные исследования и практика подтверждают, что визуальные модели являются формой выделения и отображения отношений, предлагаемых детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заменителей и визуальных моделей развивает умственные способности дошкольников. У старших дошкольников языковая память еще недостаточно развита и иногда продуктивность запоминания снижается, поэтому использование наглядных моделей (мнемонических приемов) при заучивании стихотворений у дошкольников может быть эффективным методом работы. В связи с этим важно продумать выбор мнемотехнических средств, которые способствуют лучшему запоминанию поэтических текстов, а также детали организации психолого-педагогической работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста. Использование немотаблицы открывает перед детьми большие возможности: она развивает все составляющие устной речи, способствует развитию основных мыслительных процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текстов. Немотаблица очень эффективна при разучивании стихов. Вот и вывод: для каждого слова или небольшого предложения создается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематично. После этого ребенок воспроизводит все стихотворение по памяти, используя графические изображения. Как и любая техника, мнемоника строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простейших мнемонических квадратов (1 карточка с 1 схемой символов, последовательно переходить к мнемоническим дорожкам (типам разлинованных мнемонических схем, а затем к мнемоническим таблицам (таблицам с определенной информацией). В качестве символов могут выступать символы различных личностей: тематические рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы, геометрические фигуры, символы, цифры, слова или первые буквы слов.

Методика использования мнемотехники состоит из 4 этапов:

Шаг 1: копилка слов. Составление и активизация словарей с помощью мнемонических квадратиков. На этом этапе дети "собирают" новые слова из "копилки". Слова. Детям предлагается "сложить" в копилку слов и запомнить те слова, которые составляют из них предложение или рассказ. Также при заучивании того или иного стихотворения необходимо предварительно ввести нужные слова. Кроме того, проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания и активизации словарного запаса.

Шаг 2: Чтение и добавление мнемотехники, самостоятельное редактирование мнемотаблицы. Суть этого этапа заключается в том, что при чтении стихотворения для каждого слова или небольшой фразы придумывается схематичный рисунок (или заготовка). Таким образом, схематично обрисовывается все стихотворение. Когда ребенок учится, он активно участвует в процессе создания собственных планов.

Шаг 3: эмоционально и выразительно воспроизведите текст стихотворения. Выразительность исполнения требует развития навыков разговорной речи (фразеологии, дыхания). Для этого можно выполнять различные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, звукопроизношение, четкое произношение слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, тренирующие умение определять значение логических ударений. В конце работы детям предоставляется возможность воспроизвести текст на основе рисунка.

Шаг 4: Детское конструирование и творческое моделирование. На этом этапе дети могут использовать мнемонические таблицы, мнемонические дорожки и мнемонические квадраты в самостоятельной деятельности. Требования к мнемонической таблице: условные обозначения должны быть знакомы детям; условные обозначения должны отображать обобщенный образ предмета; условные обозначения заранее обсуждаются и принимаются с ребенком.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театромКонспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театром Цель: Выработать умение слушать и смотреть сказку до конца. Задачи: Обучающие: Учить детей узнавать и называть сказку. Учить понимать содержание.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие художественной литературы и речи дошкольников и знакомство с использованием мнемотехники
Опубликовано: 4 августа 2024 в 18:05
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественной литературы и речи дошкольников и знакомство с использованием мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Власенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД