Светлана Ишмуратова
Развитие художественно-эстетического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-эстетического развития детей
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Публикация «Развитие художественно-эстетического развития детей» размещена в разделах
Н. И. Пирогов
В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Почему в последнее время делается акцент на духовно – нравственное воспитание дошкольников? Потому, что самая большая опасность в нашем обществе - в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно – нравственного воспитания. Личный опыт патриотических чувств ребенка формируется путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины». Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников и включает следующие направления:
• обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
• художественно - эстетическое развитие детей;
• формирование потребностей в здоровом образе жизни;
• сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.
Я и моя коллега наибольшее внимание уделяем художественно-эстетическому развитию.
Художественно-эстетическое развитие предполагает :
• Приобщение к искусству;
• Изобразительную деятельность;
• Конструктивно-модельную деятельность;
• Музыкальную деятельность.
Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно- нравственные качества обучающихся, а также специальные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его.
Духовность на занятии проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Духовность нравственная – это соблюдение законов общественного и личного бытия, предопределенных свыше и признанных человечеством как ценности. На мой взгляд, такое занятие с детьми должно включать в себя доброе начало, проявление любви, миролюбия, долга, честности, справедливости и доверия.
Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Методики преподавания предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой педагог, но прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. Высшей задачей всегда будет пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания в детях. Из практики могу сказать, что найти путь к сердцу ребенка не всегда легко даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия ему не чужды, но, как правило, каждый человек, в глубине своей души, стремится к полноте духовной и творческой жизни, стремится к верной и чистой любви, к счастью. Поэтому приходиться подбирать такие темы не только к занятию, но и для проведения воспитательной работы по графе духовно-нравственное воспитание, чтобы в прямом смысле этого слова, задеть душу обучающегося. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу» говорил В. А. Сухомлинский.
И прежде, чем выполнить это задание, необходимо использовать проникновенные презентации, делать просмотр интересных и красочных иллюстраций, проводить сопроводительную беседу, наблюдать за натурой.
Занятия по изобразительному творчеству и искусству полезны всем. Маленьким детям полезно для развития головного мозга; дети постарше могут выразить через рисунки то, что не могут сказать словами. Убеждена, если ребёнок на моём занятии выразил своё впечатление от темы, свои положительные эмоции в рисунке, то такое занятие прошло недаром.
Считаю, что очень важным моментом на занятиях изобразительного творчества является создание ситуации успеха. Традиционная выставка детских работ в конце занятия позволяет учащимся почувствовать значимость своей работы. Ребёнок сам придумал, нарисовал, дал название работе. Надо поддержать творческие проявления, одобрить, похвалить – это очень важно!
Считаю, что обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных обучающимися, должно происходить формирование и накопление выставочного фонда детей. Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.
Такие вопросы как: «Что нового мы узнали на занятии?», «Что поняли?» «Чему научились?» «Где, как и чем могут помочь полученные знания в жизни?» - задаю своим дошколятам для живого и творческого подхода к предмету с верой в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания.
Для детей дошкольного возраста нами были организованны дополнительные занятия по рисованию, на которых мы изучаем нетрадиционные техники рисования. Такие занятия проводятся раз в неделю. На занятия приглашаются родители воспитанников, воспитатели.
Целью данных занятий является создание условий для формирования художественных навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать умение отбирать изобразительные материалы и инструменты.
Формировать элементарное представление о видах искусства.
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Развивать внимание, пространственную координацию, мелкую моторику рук
Развивать воображение, учить видеть форму в расплывчатом изображении.
Воспитывать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства.
Воспитывать уважение, как к своим, так и чужим продуктам труда.
В содержании данной деятельности учитывались образовательные потребности и интересы детей. Для поддержания интереса и лучшего усвоения содержания использовались такие нетрадиционные техники, как:
• Рисование пальчиками или всей ладошкой.
• Методом тычка.
• Методом примакивания.
• Методом кляксография или выдувания через трубочку
• Метод граттаж (рисование на восковой основе).
Рисование на снегу или на льду, на замороженном окне, на воде, рисование манкой, песком и т. д. – это все относится к методу нетрадиционного рисования.
В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Мы стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на духовно – нравственное развитие человека.