Марина Свинарева
Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему:
«Художественно – эстетическое развитие дошкольников»
(«Развитие творческих способностей детей
в продуктивной деятельности»).
«Красота сама собой влияет на душу, -
И не требует разъяснения.
Мы любуемся цветной розой как бы единым целым,
И красота была бы разрушена,
Если бы мы отрывали от цветка лепестки
И анализировали, в чём сущность красоты»
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников, Развитие творческих способностей детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В. А. Сухомлинский.
Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности.
В условиях ситуации начала XXI века – иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения ценности развивающей личности.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки.
Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребёнка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.
Через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Детские сады призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность.
Статья может быть интересна широкому кругу педагогов дошкольного образования;
(конспекты занятий); родителям дошкольников (беседа и консультация). Она ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов развития творческой личности ребёнка :
несовершенство нормативно – правовой базы; отсутствие ФГТ по дошкольному образованию;
низкий уровень развития связной речи у детей;
недостаточная продуктивность взаимодействия детского сада и семьи;
низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
избегание решения проблем детско-родительских отношений;
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель:
воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Важные задачи педагогической теории и практики на современном этапе. Решение их должно начаться уже в дошкольном детстве.
формирование творческой личности;
развивать творческий потенциал ребёнка, создание условий его самореализации;
воспитывать эстетический вкус у детей через знакомство с разнообразными видами искусства;
способствовать развитию индивидуальных способностей детей в развитии художественно – эстетического восприятия предметов декоративно – прикладного искусства;
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ, рассматриваемая на занятии.
Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
свободное размещение наглядного материала;
смена динамических поз;
привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Так, часть занятий проводится совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «В некотором царстве, бумажном государстве», «Путешествия по сказкам Г. Х. Андерсена».
Занятия по изодеятельности включает задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию.
Одним из условий реализации программы «Радуга» является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение детско-родительских занятий интегрированного характера. Целью таких занятий является: формирование способов взаимодействия детей и родителей на занятии. Так на заседаниях «Семейного клуба оригами» дети обучают родителей изготавливать поделки в технике «оригами» для игровой и театрализованной деятельности. После чего проводится конкурс на самую лучшую и интересную сказку или красивую игрушку.
Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Она осуществляется в нескольких направлениях:
• повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся театральные пятницы, недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.
• ежегодное проведение в ДОУ городских методических объединений для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах и областных научно-практических конференциях.
• повышение квалификации на курсах.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.
Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции («Что такое детское творчество», консультации («Роль изодеятельности в эстетическом воспитании детей»); семинары-практикумы («Повесим мусор на ёлку», Педагоги оформляют папки – ширмы («Эстетическое воспитание в быту», в детском саду оформляются выставки для родителей («Осеннее настроение», «Моя семья» и др.)
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы другими учреждениями. Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, с музыкальной школой, Домом детского творчества, другими дошкольными учреждениями города : проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций, дети ежегодно принимают участие в городском фестивале детского творчеств. Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.
Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.
Для педагогов: - систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественного творчества, способностей через различные виды продуктивной деятельности;
- повышение уровня педагогической компетенции; профессионального роста;
Для детей : - развитие детского творчества в продуктивной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей;
- приобщение к миру искусства;
-совершенствование моторики рук;
- привиты навыки коммуникативного общения;
-обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творчества;
Для родителей: - осознание отношения к художественно – творческому процессу детей;
-бережное отношение к продуктам детского творчества;
- партнёрские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.