Чернышева Екатерина
Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников средствами тестопластики
▼ Скачать +Заказ
Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников средствами тестопластики.
Актуальность
В современных условиях общества вопрос активизации и развития творческих способностей каждого человека стоит особенно остро. Общество испытывает настоящую потребность в социально активных творческих личностях.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников средствами тестопластики» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Целесообразность изучения проблемы развития творческих способностей обусловлена соблюдением требований Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования и отвечает ряду его задач.
И сегодня я хочу рассказать вам об одном из способов повышения качества образования через организацию индивидуальной работы с ребёнком. Это занятие тестопластикой с учётом индивидуальных психологических особенностей ребёнка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Таким образом, лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её приимуществах.
Индивидуальность ребёнка, неповторимость его взглядов, интересов, силы интеллекта проявляется в уровне творческих способностей
Трудности с которыми педагог сталкивается в процессе реализации образовательного процесса заложены в индивидуальности психического развития ребёнка.
Из всех видов лепки наиболее интересным я считаю тестопластику. Поэтому я организовала кружок тестопластики под названием «Коврижка». Его посещают дети от 5 -6 лет. Дети уже освоили различные приёмы работы с тестом и с удовольствием лепят мелкие сувениры игрушки и даже создают целые композиции. Любят работать как с цветным так и с обычным тестом, создавая фигурки под покраску.
Для улучшения качества образования мной было проведено исследование. Несомненно существует множество методик определения индивидуальных особенностей. Я решила начать с методики Юнга и изучила особенности индивидуальных проявлений детей с учётом психологических типов экстра- и интроверсии в процессе лепки.
Вместе с адаптированным опросником я исопльзовала метод анализа 3 типов детских работ: лепка по замыслу, -лепка по мотивам русской народной сказки,-украшение декоративной пластины способом «налепа».
На основе исследования и анализа детских поделок были сделаны общие выводы.
Экстраверты преимущественно склонны к выражению точности колорита, быстро находят красоту в цветовых отношениях и им нравятся сложные поделки, постановки с большим количеством предметов. Вместе с этим они довольно слабо выражают конструкцию предметов, от чего страдает передача формы недостигается графическая точность объемов. Поэтому обучая этих детей, следует прежде всего помочь им в области анализа объемов предметов и их характеристик пластических форм
Интроверты, в свою очередь, наоборот, в цветовом решении заметно уступают экстравертам, так как "списывают" с натуры отдельные цветовые оттенки, хотя и видят, различают соотношения силуэтов. В поделке интроверты больше сосредоточены на фиксировании пропорций. Такой подход мешает этим учащимся осуществлять обобщения как в цвете, в самостоятельном составлении гармоничной композиции.
Полученyые результаты исследования подтвердили моё предположение о необходимости учёта индивидуальных особенностях ребёнка в целях развития творческих способностей средствами тестопластики и обеспечения качества дошкольного образования.