Светлана Рыжова
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изоэкологии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изоэкологии
Рыжова С. Ю., воспитатель филиала начальной школы – детского сада муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы Моршанского района
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изоэкологии» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Наибольший интерес в практике дошкольного воспитания представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте.
Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в его мышлении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного. Ребенок проявляет большой интерес к доступным ему произведениям искусства, его восхищает красота в природе, в быту; ребенок сам легко и радостно играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания, полученные ребенком от красоты и искусства в детстве, запечатлеваются глубоко и надолго.
Одним из эффективных направлений, позволяющих развивать художественно – творческие способности детей является изоэкология, которая предполагает использование природных объектов в изодеятельности. Здесь изобразительный продукт создается в соавторстве с великим художником – природой. Природа – замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в вечную ее красоту.
Положительный интерес к природному окружению и живописи является не только важным аспектом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость, но и мощным стимулом в развитии у ребенка творческих способностей. Одним из таких источников природы, который позволяет с успехом развивать изобразительные навыки и творческие способности у дошкольников является рисование на камнях.
Идея использования камней возникла в результате размышлений о материальной доступности, возможности приобретения и практичности.
Дети с удовольствием подхватили мое начинание, природа подарила нам с ними удивительные возможности для творчества.
Рисунки на камнях – это увлекательный, очень удивительный и красивый мир.
Техника рисования на камне может быть очень простой, доступной детям. Обучая детей рисованию на камнях, мы стараемся:
- Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).
-Знакомить с разными приемами рисования на камешках разной формы.
- Совершенствовать разные изобразительные техники.
- Выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом.
- Развивать воображение.
Работа имеет несколько этапов:
1. Мы вместе с детьми обследуем камушки, определяем характер камня (ровный, гладкий, шероховатый, зернистый, вытянутый, заостренный). Прежде чем раскрасить камень, необходимо дать ребенку с ним наиграться.
2. Затем даем представление о свойствах камней, находим общее и различие.
3. Активизируя мыслительную деятельность, выстраиваем сериации – строим возрастающие или убывающие ряды по выбранному признаку выкладываем камушки по размеру, цвету, строим башенки, выкладываем дорожки.
4. Проводим анализ – выделяем группу камней по определенному признаку.
5. Затем вместе с детьми тонируем камни разными способами (они могут быть одноцветные, многоцветные, с элементарным декором пятнышки, полосатые, применяем их в различных играх.
6. После этого учу видеть образ. Фантазии могут быть самыми разными. Иногда рисунок подсказывает сама форма камушка.
7. Затем превращаем камушки в отдельные предметы, где детям предлагаю основу, и прошу превратить образ, добавив точки, полоски.
8. Следующий шаг – это простейшие изображения. В самостоятельной деятельности могут быть – пчелка и жучок, грибочки, дома, фрукты, овощи.
9. В итоге предполагаю, что дети могут создавать сложные образы с мелкой детализацией. Выполняя несложные правила и предоставив простор фантазии, можно смастерить из камешков веселую божью коровку, лягушку, черепашку, забавных животных и птиц и многое другое. Секрет заключается в том, чтобы повторять естественные линии камня.
Камень с рисунками мы используем в следующих направлениях:
- Физкультурно-оздоровительное: использование камней различной величины для профилактики плоскостопия. Упражнение «Озорные ножки» - ходьба по камешкам, перекатывание камней пальцами ног. Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки»;
- Художественно-эстетическое: нетрадиционные техники. Рисуем времена года. Работаем с помощью пластилина. Выкладывание сюжетной картинки. Выкладывание различных узоров из цветной гальки. Выставки «Волшебные превращения камня»;
- Познавательное развитие: выкладывание из камней геометрических фигур. Сравнение, классификация, синтез и анализ. Счетный материал. Знакомство с различными породами. Сравнение с образом. Дидактическая игра «Что исчезло?». Экспериментирование (опыты «Теплый – холодный», «Тонет – не тонет», «Что легче?», рассматривание камней через лупу);
- Речевое развитие: звукобуквенный анализ слов (составление звуковой схемы слова с использованием цветных камушков (гласные-согласные звуки). Составление рассказов и сказок с использованием ряда сюжетных картинок (нарисовать на камнях персонажей сказки). Театрализация;
- Социально-коммуникативное: использование рисованных камней организации дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- Игровая деятельность: изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики», «Пятнашки». Дидактическая игра «Кто быстрее найдет камень по описанию». Конструирование из камней «Обитатели каменного городка».
Любое направление работы воспитателя невозможно реализовать без поддержки родителей. С целью привлечения их к воспитательно-образовательному процессу проводим консультации, практикумы. Родители с удовольствием собирают камни для дальнейшего использования их в рисовании. Организуем детско-родительские проекты «Морская сказка о камне», «Волшебная шкатулка», где родители вместе с детьми дома придумывают рисованные истории, сказочные сюжеты.
Результатами работы является:
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- желание наблюдать и создавать в природе;
- умение находить различные способы для художественного изображения;
- умение предавать в работах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности;
Перспективы развития:
- организация работы с детьми по изучению природы и разнообразия камня;
- организация исследовательской работы;
- организация работы совместно с родителями по оформлению участков камнями;
- распространение опыта работы в коллективе с целью организации музея камня.