Данилина
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является основной. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как развитие продуктивной деятельности, так и творчества дошкольников.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности» размещена в разделах
Теоретическое обоснование опыта.
Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность и она, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. В процессе рисования, лепки, аппликации ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности детали, учится овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно в процесс воспитания включать разнообразные занятия художественно- творческой деятельностью, где каждый ребёнок, может наиболее полно проявить себя без какого-либо давления со стороны взрослого.
Цель опыта.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Задачи опыта.
1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)
2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)
3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.
4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.
5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.
6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Этапы накопления и систематизации опыта:
Подготовительный этап: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей дошкольников;
2. Организация и пополнение развивающей среды;
3. Проведение диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
4. Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей
5. Разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников;
6. Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами;
Внедренческий этап: 1. Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);
2. Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.
Технология реализации опыта:
Вся работа разделена на блоки: работа с бумагой, красками, природным материалом,
нетрадиционным материалом. Использование различных способов выполнения, которые направлены
на развитие у дошкольников творчества, способствует созданию нового, оригинального ребенком
творческого продукта.
Технология реализации опыта
Раздел 1:
Конкретные формы работы:
НОД: рисование-коллективная работа «Дымковская слобода»
Дидактические игры: «Прятки в отпечатке», «Дорисуй», «Волшебные кляксы».
Беседы: «Игрушки из бросового материала своими руками», «Нетрадиционные методы рисования», «Развитие художественного творчества у дошкольников».
И т. д.
Результативность опыта
Образовательная деятельность, которая осуществлялась одновременно с освоением основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, позволила значительно расширить
использование нетрадиционных техник и приемов работы с различным изоматериалом, что повлекло
за собой свободное экспериментирование и создание оригинальных образов, поделок детьми. Это в
свою очередь отразилось на результативности:
Самооценка обобщенного опыта работы:
Теоретическая обоснованность опыта:
Актуальность (необходимость внедрения опыта) :
Новизна (оригинальность инновационных подходов) :
Практическая значимость:
влияние опыта на изменение содержания, методов, средств, форм и способов организации образовательной деятельности;
влияние реализации опыта на становление профессиональной компетентности педагогов образовательной организации;
влияние опыта на развитие системы образования в городе/области.
Технологичность:
соответствие диагностического инструментария теме опыта;
описание структуры, форм, средств реализации опыта;
фиксация результатов реализации опыта. Востребованность:
наличие протокола заседания пед. совета, на котором опыт был представлен и рекомендован к распространению;
наличие рецензий/ отзывов на опыт работы;
распространение опыта на уровне образовательной организации/ города, района/ области