Татьяна Рыжкова
Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Графомоторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо.
Публикация «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Тем самым они оказывают огромное влияние на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Формирование графомоторных навыков в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Самой важной функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно - моторная координация.
На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Связь между зрительным анализом и движениями руки не появляется с рождения, она развивается постепенно в соответствующих видах деятельности. Она начинает сформироваться тогда, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.
В раннем и дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки».
Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. При этом «глаз», накопивший опыт «руки», принимает участие в управлении движениями. Именно с этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости».
Сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций.
Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звукобуквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графомоторной программы. Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации была обнаружена у большинства детей с дислексией и дисграфией, особенно в случаях наиболее тяжёлых нарушений. В некоторых случаях несформированность графомоторных навыков является причиной особого вида нарушений – моторной или кинетической дисграфии.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые нарушения. Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Т. Б. Филичева и Г. Ф. Чиркина в своих работах приводят данные, свидетельствующие о некоторой двигательной недостаточности у детей с ОНР. У них наблюдаются помимо соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций, некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории отмечаются некоторые особенности мелкой моторики пальцев рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. При проведении специальных проб часто обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и многие другие особенности.
Дети с ОНР с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т. д. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов.
Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Все перегрузки и переутомления самым негативным образом влияют на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому подготовку к письму надо начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всего дошкольного периода.
При сочетании общего недоразвития речи с дизартрией у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей наблюдаются нерезко выраженные нарушения равновесия и координации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук, а также несформированность общего и орального праксиса.
В раннем возрасте у этой группы детей наблюдается повышение мышечного тонуса, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. У некоторых детей отмечается задержка темпа психомоторного развития. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Это сочетается с двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Степень выраженности указанных изменений крайне вариабельна и колеблется от легких, трудно диагностируемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагогических воздействий.
Исследование моторных функций, осуществленное Т. А. Фотековой, демонстрирует нарушение кинестетического праксиса (праксиса позы пальцев, орального и артикуляционного праксиса) и серийной организации движений у детей с ОНР по сравнению с детьми без речевых нарушений. Нормально развивающиеся дети имеют достоверно более высокие значения этих показателей во всех возрастных группах.
У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графомоторных навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряжённость, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики, нарушение координации тонких движений руки.
В дальнейшем, если не проводить коррекционную работу по развитию графомоторных навыков, у детей в школе появляются ошибки на письме. Наиболее частыми из них являются: смешение букв, имеющих одинаковые элементы начертания; элементы зеркального письма, ошибки в виде слитного написания слов в предложении. У всех учащихся появляются каллиграфические трудности : не дописывание элементов букв, исправления, нестабильный и неряшливый почерк (разная высота и наклон букв, разное расстояние между словами и т. д.) Наряду с трудностями формирования навыка письма у данной категории учащихся обнаруживается нарушение программ речевой и неречевой моторики: кинестетическая и динамическая диспраксия, нарушение ритмической организации движений, нарушение просодической стороны речи. Особенности реализации двигательных речевых и неречевых программ, их ритмической организации и характер трудностей формирования навыка письма имеет единую природу, связанную, главным образом, с нарушением моторных функций.
Сам процесс овладения графомоторной деятельностью является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки : правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.
Таким образом, графомоторная деятельность требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графомоторными навыками.
На основании этого для развития и формирования графомоторных навыков у детей с ОНР решаются следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.
Основная цель – формирование тонких, координированных движений рук.
2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
Цель: научить остроте зрения, научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями, находить ошибки в рисунках, следить взглядом за запутанными изображениями; учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия; воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок.
3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради.
4. Формирование графических навыков
Цель: Научить детей проводить различные линии по подражанию, по образцу; дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции; правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.
Таким образом, очевидно, что общее недоразвитие речи является препятствием на пути формирования графомоторных навыков у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети с ОНР испытывают намного больше трудностей в овладении этим важным для учебной деятельности процессом. Но при своевременном выявлении графомоторной недостаточности и при проведении регулярной и продуктивной коррекционно-развивающей работы, у детей с ОНР наблюдаются значительные улучшения. Поэтому очень важно начинать коррекционную работу уже в дошкольном возрасте, так как мы можем увидеть и предотвратить возникновение ошибок на письме.
Список литературы:
1. Безруких, М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 -7, 5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов / М. М. Безруких. – М. : Новая школа, 1996. – 46 с.
2. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская; Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
3. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. - СПб. : МиМ, 1997. - 286 с.
4. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989.—223 с.
5. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа) : Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Альфа, 1994. – 103 с.