лариса ситникова
Консультация для воспитателей «Развитие графических навыков у детей среднего дошкольного возраста в рисовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание-важнейшая сторона воспитания ребёнка. Она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности/В настоящее время, когда теоретические и некоторые практические вопросы формирования графических навыков решены особое значение приобретает дальнейшее совершенствование методов обучения/ Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие графических навыков у детей среднего дошкольного возраста в рисовании“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
ЦЕЛЬ исследования состоит в изучении особенностей развития технической стороны детского рисования с помощью методик и упражнений у детей среднего дошкольного возраста
При разработке серии занятий мы опирались на исследования, разработанные Е. И. Игнатьевым, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флё риной которые экспериментально доказали: создание изображения требует, чтобы дети отчётливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изображать
Выделили три этапа работы с постепенным усложнением заданий. На первом этапе работы мы формировали способность к регуляции, направленных на овладение детьми специфическими перцептивными действиями, приводящих к определённому графическому результату (скорость, сила, амплитуда). Отрабатывались варианты изменения движения по каждому из параметров (ускорение-замедление, увеличение-уменьшение амплитуды, усиление-ослабление нажима).
Детям предлагались задания:
1. Скорость: «Дождь идёт», «Полетели листочки с деревьев», «Колёса крутятся», «Закрась кубики (светлее и темнее)», «Кукла-неваляшка».
2. Размах: «Баранки и бублики», «Фрукты», «Кубики большие и маленькие», «Закрашивание кубиков разных по величине», «Большие и маленькие круги».
3. Сила: «Ниточки толстые и тонкие», «Дым и проволока», «Еловая ветка», «Закрась кружки светлее и темнее карандашом одного цвета».
Задания носили обучающий характер, направленные на выработку технических приёмов рисования :
- навыки и умения владения инструментом;
- навыки и умения, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски;
- навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).
После выполнения заданий детям давалось контрольное задание, направленное на выявление сформированности регуляции движений и возможности использовать её при создании образного рисунка. Дети передавали в рисунке заданный сюжет или сцену из сказки, применив при этом нужный способ рисования («Весна пришла», «У солнышка в гостях», «Боб, соломинка и уголёк»).
Следующий этап нашей работы был направлен на формирование графических навыков и умений средствами упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
1. «Дорожки» - провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги, не выходя за края дорожки. Сначала рисуем – прямые, широкие линии, затем-узкие, извилистые. Дорожки могут быть горизонтальными и вертикальными.
2. «Дождик» - провести прямые линии от каждой капельки до земли, проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.
3. «Обведи рисунок» - обвести рисунок точно по линиям не карандаш от бумаги.
4. «Соедини по точкам» - соедини точки одной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
5. «Штриховка» - закрасить фигуру прямыми линиями, не выходя за контур: горизонтально, вертикально, по диагонали, круговыми движениями.
6. «Нарисуй фигуры» - начинать рисовать с самой большой фигуры, а внутри постепенно уменьшающиеся фигуры, и наоборот, рисовать с самой маленькой, а вокруг постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя.
7.«Дорисуй картинку» - дорисуй вторую половину картины так, чтобы она была похожа на первую.
Результаты выполнения детьми контрольного задания показывают, что большинство из них хорошо овладели регуляцией рисовальных движений по таким параметрам, как скорость, размах, сила, и могут использовать эту регуляцию при создании сюжетных творческих рисунков. Применение регуляции рисовальных движений при передаче образа того или предмета или явления, изображаемого ребёнком, способствовало появлению выразительности рисунка благодаря использованию линий, штрихов разного характера. Таким образом, можно сказать, что нам удалось сформировать у детей в элементарном виде сенсомоторную способность к рисованию, заключающуюся в овладении регуляцией рисовальных движений по скорости, размаху, силе.