Людмила Давыдова
«Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП»
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо ребёнка – это продукция (хорошая или плохая) работы мелких мышц, руководимых мозгом. Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам. А так как любой навык – это умение, выработанное упражнениями, привычкой, то и графический навык нужно развивать.
Нашу группу посещают дети с ДЦП, с ПЦНС.
Публикация «„Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая с детьми с нарушением ОДА и поражением ЦНС видно, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений. А чтобы ребёнок в дальнейшей учебной деятельности не испытывал затруднений, ощущая собственную неполноценность, нужно попытаться предупредить формирование механизма таких затруднений.
Начиная с младшей группы, проводили с детьми пальчиковую гимнастику, игры, упражнения. Для меня было важно научить детей выслушать задание – запомнить - выполнить. Для разнообразия подбирала стихотворный текст: речь как бы ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Эпизодическая деятельность не могла дать положительно эффекта. Поэтому мы стали использовать приё мы игры в школу: умение сидеть за столом, правильно пользоваться карандашом, воспитывать усидчивость.
Систему работы проводила поэтапно, усложняя и увеличивая задания.
Первый этап – определение точности движений.
Начали мы с элементов, доступных детям дошкольного возраста.
Всё это выполняли на нелинованной бумаге, но прежде мы пробовали писать элементы в воздухе или проводить пальчиком по предмету – это двигательное моделирование вырабатывает «двигательную» память.
Затем были зарисовки по опорным точкам простых фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник. Необходимо, чтобы дети усвоили, что любая точка требует остановки и смены направления формирующих линий.
Далее мы перешли на предметные фигуры. Составила картотеку и изготовила образцы игр в плёнке, где дети могли тренироваться перед тем, как выполнять задания на листе бумаги.
Следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную перегрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При этом нужно обязательно следить за осанкой и положением руки.
Для того чтобы дети с большим интересом выполняли задания, стали включать в работу рассказ и зарисовку сказок, например: колобок, катится к зайке по одной дорожке, к волку по другой. Дети рисуют линии. Но так как фигурально изобразить героев сказки доступно даже не каждому взрослому, стали использовать в работе заместителей, например: заяц – это круг, лиса – овал и т. д.
Таким образом, мы могли зарисовывать сказки на бумаге, при этом развиваем не только руку ребёнка, а также память, внимание, а рассказывая сказки по рисунку, и речь ребёнка.
Далее мы стали пробовать выполнять упражнения в тетрадях в клетку. В них легче ориентироваться, вести отсчёт клеток, выдерживать интервал между элементами, соблюдать единый размер элементов.
В работе ориентировались на пособие Т. С. Голубиной «Чему научит клеточка». Методика разработана по блокам:
Блок «Точка» - учит видеть и фиксировать центр клеточки, её угол и сторону.
Для меня блок «Точка» показался самым сложным этапом, так как дети очень плохо ориентировались на таком маленьком пространстве, как клетка.
Блок «Палочка» - учит понимать точную терминологию, вертикальная, горизонтальная, наклонная.
Блок «Геометрическая фигура» - учит распределять внимание, называть элементы, из которых состоит предлагаемый образец.
Во время выполнения задания следила за тем, чтобы дети не поворачивали тетради, линии проводили только один раз, ошибки не исправляли и не стирали, не отрывали карандаша, пока не выполнят весь элемент
Для того чтобы систематизировать работу, составила перспективный понедельный план, в него входят игры, упражнения с проговариванием, графические упражнения и самостоятельная деятельность.
На втором этапе, продолжая изображать уже знакомые элементы блоков «Точка», «Палочка», «Геометрическая фигура», приступили к другим блокам.
Блок «Дуга» - учит ребёнка ориентироваться только на зрительный образец.
Блок «Предметная фигура» - учит копировать предлагаемые изображения.
Блок «Сопровождение» - учит слушать словесную инструкцию взрослого и выполнять задание в соответствии с ней.
Стали использовать в работе слуховые и зрительные диктанты, например: «Проводи фишку», слушая словесную инструкцию.
Далее в работе использовали трафареты. В выполнении этих упражнений задействованы обе руки. Одной ребёнок держит трафарет, а другой обводит контур. Использовали серии трафаретов по лексическим темам.
Для игр, на развитие фантазии и воображения, можно использовать пуговицы различной величины, а так же предметы круглой формы. Сначала с помощью взрослого ребёнок учится обводить предмет круглой формы, половину предмета, два предмета, соединенные вместе и т. д. Далее ребёнку предлагают узнать предмет, который спрятан в этом силуэте.
После того, как ребёнок научится обводить круги, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Обрисовка пуговиц и трафаретов – это только основа рисунка, далее дети должны использовать всё своё воображение, фантазию, чтобы рисунок получился законченным.
На всех этих этапах обучения упражнения должны являться не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а осознанной, целенаправленной деятельностью ребёнка.
Заключение.
На пройденных этапах нашей работы удалось получить следующие результаты:
1. Дети научились выслушивать задание.
2. Определять руку и ориентироваться на листе бумаги.
3. Научились выполнять действия по показу.
4. Научились выполнять поставленную задачу.
5. Научились сочетать действия руки с речью.
6. Научились правильно держать карандаш, сохраняя при этом правильную осанку.
В дальнейшей работе планирую:
- Продолжить работу над графическими навыками по плану;
- Находить возможность заниматься дополнительно с детьми, которые не осваивают программу по плану;
- Продолжать изучать новинки методической литературы по работе с детьми с ДЦП.