Получи документы

«Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП»

Людмила Давыдова
«Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП»
▼ Скачать + Заказать документы

Письмо ребёнка – это продукция (хорошая или плохая) работы мелких мышц, руководимых мозгом. Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам. А так как любой навык – это умение, выработанное упражнениями, привычкой, то и графический навык нужно развивать.

Нашу группу посещают дети с ДЦП, с ПЦНС.

Публикация «„Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП“» размещена в разделах

Работая с детьми с нарушением ОДА и поражением ЦНС видно, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, синхронности движений. А чтобы ребёнок в дальнейшей учебной деятельности не испытывал затруднений, ощущая собственную неполноценность, нужно попытаться предупредить формирование механизма таких затруднений.

Начиная с младшей группы, проводили с детьми пальчиковую гимнастику, игры, упражнения. Для меня было важно научить детей выслушать задание – запомнить - выполнить. Для разнообразия подбирала стихотворный текст: речь как бы ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительно эффекта. Поэтому мы стали использовать приё мы игры в школу: умение сидеть за столом, правильно пользоваться карандашом, воспитывать усидчивость.

Систему работы проводила поэтапно, усложняя и увеличивая задания.

Первый этап – определение точности движений.

Начали мы с элементов, доступных детям дошкольного возраста.

Всё это выполняли на нелинованной бумаге, но прежде мы пробовали писать элементы в воздухе или проводить пальчиком по предмету – это двигательное моделирование вырабатывает «двигательную» память.

Затем были зарисовки по опорным точкам простых фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник. Необходимо, чтобы дети усвоили, что любая точка требует остановки и смены направления формирующих линий.

Далее мы перешли на предметные фигуры. Составила картотеку и изготовила образцы игр в плёнке, где дети могли тренироваться перед тем, как выполнять задания на листе бумаги.

Следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную перегрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При этом нужно обязательно следить за осанкой и положением руки.

Для того чтобы дети с большим интересом выполняли задания, стали включать в работу рассказ и зарисовку сказок, например: колобок, катится к зайке по одной дорожке, к волку по другой. Дети рисуют линии. Но так как фигурально изобразить героев сказки доступно даже не каждому взрослому, стали использовать в работе заместителей, например: заяц – это круг, лиса – овал и т. д.

Таким образом, мы могли зарисовывать сказки на бумаге, при этом развиваем не только руку ребёнка, а также память, внимание, а рассказывая сказки по рисунку, и речь ребёнка.

Далее мы стали пробовать выполнять упражнения в тетрадях в клетку. В них легче ориентироваться, вести отсчёт клеток, выдерживать интервал между элементами, соблюдать единый размер элементов.

В работе ориентировались на пособие Т. С. Голубиной «Чему научит клеточка». Методика разработана по блокам:

Блок «Точка» - учит видеть и фиксировать центр клеточки, её угол и сторону.

Для меня блок «Точка» показался самым сложным этапом, так как дети очень плохо ориентировались на таком маленьком пространстве, как клетка.

Блок «Палочка» - учит понимать точную терминологию, вертикальная, горизонтальная, наклонная.

Блок «Геометрическая фигура» - учит распределять внимание, называть элементы, из которых состоит предлагаемый образец.

Во время выполнения задания следила за тем, чтобы дети не поворачивали тетради, линии проводили только один раз, ошибки не исправляли и не стирали, не отрывали карандаша, пока не выполнят весь элемент

Для того чтобы систематизировать работу, составила перспективный понедельный план, в него входят игры, упражнения с проговариванием, графические упражнения и самостоятельная деятельность.

На втором этапе, продолжая изображать уже знакомые элементы блоков «Точка», «Палочка», «Геометрическая фигура», приступили к другим блокам.

Блок «Дуга» - учит ребёнка ориентироваться только на зрительный образец.

Блок «Предметная фигура» - учит копировать предлагаемые изображения.

Блок «Сопровождение» - учит слушать словесную инструкцию взрослого и выполнять задание в соответствии с ней.

Стали использовать в работе слуховые и зрительные диктанты, например: «Проводи фишку», слушая словесную инструкцию.

Далее в работе использовали трафареты. В выполнении этих упражнений задействованы обе руки. Одной ребёнок держит трафарет, а другой обводит контур. Использовали серии трафаретов по лексическим темам.

Для игр, на развитие фантазии и воображения, можно использовать пуговицы различной величины, а так же предметы круглой формы. Сначала с помощью взрослого ребёнок учится обводить предмет круглой формы, половину предмета, два предмета, соединенные вместе и т. д. Далее ребёнку предлагают узнать предмет, который спрятан в этом силуэте.

После того, как ребёнок научится обводить круги, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Обрисовка пуговиц и трафаретов – это только основа рисунка, далее дети должны использовать всё своё воображение, фантазию, чтобы рисунок получился законченным.

На всех этих этапах обучения упражнения должны являться не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а осознанной, целенаправленной деятельностью ребёнка.

Заключение.

На пройденных этапах нашей работы удалось получить следующие результаты:

1. Дети научились выслушивать задание.

2. Определять руку и ориентироваться на листе бумаги.

3. Научились выполнять действия по показу.

4. Научились выполнять поставленную задачу.

5. Научились сочетать действия руки с речью.

6. Научились правильно держать карандаш, сохраняя при этом правильную осанку.

В дальнейшей работе планирую:

- Продолжить работу над графическими навыками по плану;

- Находить возможность заниматься дополнительно с детьми, которые не осваивают программу по плану;

- Продолжать изучать новинки методической литературы по работе с детьми с ДЦП.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Разнообразная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность ребенка, но и заключает в себе.

Обучение детей старшего возраста навыкам письма Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП»
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 19:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие мелкой моторики руки в процессе освоения графических навыков у детей 5–7 лет с ДЦП»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Давыдова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД