Ирина Севостьянова
Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Основой для развития фонематического восприятия является нормальное развитие слухового восприятия : уже в 1-2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия); в 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции; в 3-4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, различает строгую и ласковую интонации, спокойную и плясовую мелодии, по-разному реагирует на своё и чужое имя, начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих.
Публикация «Развитие фонематического восприятия в онтогенезе» размещена в разделах
Интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребёнка во вторую четверть первого года его жизни.
Возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи назвается до-фонемным.
Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой артикуляции и речевого слуха ребёнка. Зачатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода называется фонемной.
Фонематическое становление речи ребёнка существенно зависит от психологических особенностей фонем :
1 Обобщённость фонемы
Фонема возникает в связи со становлением слова. Фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом.
2 Различительная функция фонемы.
Фонема-звук, различающий значения слов. Психологическая особенность различения значений с особой чёткостью обнаруживается в момент образования фонемы. Возникновение фонем связано с развитием способности различения значения, она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления.
3 Константность фонемы.
Благодаря ей, мы разное "к" в словах "кот", "кат" воспринимаем как одинаковое "к".
4. Произвольность или преднамеренность фонемы.
Фонема-звук произвольно или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период до фонемной речи ребёнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию.
Н. Х. Швачкин составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:
- А в отличие от других гласных
- противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У
- противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии ребенок учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:
-различение сонорных– шумных;
- различение твёрдых – мягких;
- различение сонорных между собой;
- различение губных и язычных;
- различение взрывных и щелевых;
- различение переднеязычных и заднеязычных;
- различение глухих и звонких согласных;
- различение шипящих и свистящих;
- различение плавных и йот.
На основе данных Р. Е. Левиной можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.
1. Дофонематический (доязыковой) этап, от рождения до шести месяцев.
Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому "облику" с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.
2. Фонематический (языковой, начальный этап, от шести месяцев до двух лет.
Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.
3. От двух до четырех лет.
На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечает различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.
4. К возрасту четырех лет.
В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.
5. К пяти годам.
Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
6. Заключительный этап.
К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.
Опираясь на данные А. И. Гвоздева, Н. Х. Швачкина, Левиной Р. Е. и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.
Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития, они правильно произносят звуки родного языка. У детей формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.
От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
Следовательно, если у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения, поэтому фонематические процессы необходимо развивать.