Елена Верещагина
Методический час «Народные подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 195
Методический час
Тема:«Народные подвижные игры, как средство развития физических качеств и эмоционально- положительного отношения и интереса к занятиям по физическому развитию».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Подготовила инструктор
по физической культуре
Верещагина Е. В. высш. квал. категория
г. Оренбург, 2019г.
«Народные подвижные игры, как средство развития физических качеств и эмоционально- положительного отношения и интереса к занятиям по физическому развитию».
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой, воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к России, интерес к ее много-национальной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь, уважение к Человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (на севере распространено оленевод-ство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, в тайге занимаются охотой, на юге выращивают хлопок и т. д.). Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята, ответственности, смелости, находчивости (наседка).
Народные подвижные игры можно классифицировать следующим образом:
-по характеру использования фольклорного подкрепления:
• народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества);
• народные игры без речевого сопровождения;
-по способу распределения на роль:
• игры с выбором водящего при помощи считалок;
• игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок;
-с преимущественным проявлением двигательных качеств :
• игры на развитие ловкости и точности движений;
• игры на развитие быстроты реакции;
• игры на развитие меткости глазомера;
• игры на развитие ритмичности и пластики движений;
• игры на ориентировку в пространстве;
-с преимущественным проявлением психических качеств :
• игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;
• игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;
• игры на развитие творческого воображения;
• игры на развитие наглядно-образного мышления;
• игры на развитие связанной речи;
В процессе использования народных игр решаются следующие задачи:
• создание здоровьесберегающей и развивающей среды;
• накопление ребёнком необходимого двигательного и речевого опыта;
• укрепление физического, психического и духовного здоровья;
• повышение творческого двигательного потенциала детей;
• формирование личностной культуры здоровья.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные подвижные игры в физкультурном занятии
Т. к. физкультурное занятие по своей структуре неоднородно, возможно использование народных подвижных игр практически в любой части занятия.
Вводная часть занятия выполняет задачу:
• организовать детей,
• активизировать их внимание,
• вызвать интерес к занятиям,
• создать бодрое настроение, подготовить организм к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышению физической нагрузки.
Поэтому можно применить такие игры как
• «Змейка»,
• «Улитка»,
• «Челночок» и др.
При этом уместно загадать загадку или показать иллюстрацию.
При выполнении общеразвивающих упражнений удобно использовать игры
• «У Маланьи»,
• «У дядюшки Трифона».
В эти игры для подражания можно включить любые упражнения: и игровые, и имитационные, и обычные развивающие («Лодочка», «Дровосек», «Велосипед», «Качели», и упражнения акробатического характера («Верблюд», «Мостик», «Кольцо», «Корзиночка», и упражнения-асаны из хатха-йоги («Кобра», «Плуг», «Лев», «Орел») и др.
При переходе к основным видам движения можно использовать такие народные подвижные игры как
• «Петушиный бой» (русская, «Соколиный бой» (татарская) – отработка прыжков на одной ноге;
• «Охотники и утки» (русская, «Мяч по кругу» (татарская) – попадание в цель, увертывание от мяча;
• «Волк во ров» - прыжки в длину;
• «Горелки», «Пятнашки» (варианты) – бег с увертыванием;
• школа мяча (разнообразные игры с мячом).
После высокой нагрузки нужно выполняем упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Русские народные игры-молчанки я использую как дыхательные упражнения.
Первенчики, бубенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок. Молчок!
С этими словами задерживается дыхание на определенное время.
Затем можно использовать практически любые народные игры, только следует внимательно следить за детьми, чтобы не допустить их перегрузки.
Заключительная часть занятия решает задачу
• снижения нагрузки;
• приведения организма ребенка в спокойное состояние, сохраняя при этом бодрое настроение.
Поэтому здесь уместны игры «Совушка-сова», «Море волнуется», «Цапки».
Разнообразие видов утренней гимнастики позволяет использовать народные подвижные игры и в своей структуре, причем в утреннюю гимнастику с успехом можно включить игры большой, средней и малой подвижности (используя разумные варианты).
Народные подвижные игры благодаря своей универсальности и многофункциональности находят себе место и на прогулке, и в свободной деятельности.
Вместе с детьми можно поиграть в народные игры такие как «Пустое место», «Третий лишний», во все разновидности «Горелок», «Ловишек», «Пятнашек», «Цепи», «Гуси-лебеди» и многие др.
Наградой нам становится самостоятельная организация детьми народных подвижных игр на прогулке и в свободной деятельности.
Дети с удовольствием играют сами в народные игры :
• «Птицелов»,
• «Воевода» (русские);
• «Юрта» (башкирская);
• «Волк и ягнята» (бурятская);
• «Мяч по кругу» (татарская);
• «Невод» (коми);
• «Колдун» (украинская) и др.
Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние не только на развитие физических и нравственных качеств, но и на развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной, улучшают эмоциональный настрой игроков.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и незабываемы. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания дошкольника и дальнейшего проявления в общественно полезной и творческой деятельности.
Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре, но и для того, чтобы решить педагогические задачи:
• совершенствование движений;
• воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, условий, игровой ситуации; условий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающих интерес к игре.
Многочисленные варианты народных игр позволяют использовать их для решения этих педагогических задач.
Систематическое использование различных вариантов игр содействует
• воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений;
• совершенствованию физических качеств, навыков обращения с предметами;
• развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок.
Список литературы
1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. и др. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. М., 2000.
2. Алямовская Н. Как воспитать здорового ребенка. // Дошкольное
воспитание № 11, 12, 1993.
3. Глазырина Л. Д. Физкультура - дошкольникам. М., 1999.
4. Детские подвижные игры народов СССР. /Под ред. Осокиной Т. И.
М. ,1989.
5. Здоровый малыш (Программа оздоровления детей в ДОУ). /Под ред.
Бересневой З. И.
6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М., 2002.
7. Пономарев С. Растите малышей здоровыми. М., 1992.
8. Шебеко В. Н. Методика физического воспитания в ДОУ. Минск, 1998г.