Юлия Щербинина
Духовно-нравственное развитие дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста –
залог душевного здоровья.
Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Большое внимание в развитии духовно-нравственных качеств личности ребенка уделено игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Русские народные игры:
Имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры используются во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Данные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укреплению здоровья ребенка, развивают ловкость, силу и стремление к победе. Например: «Третий лишний», «Краски», «Ехал Грека».
Игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания. Например: «Волшебные очки» - помогает ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера. «Передай хорошее настроение» - формирует доброжелательные отношения к близким людям. «Поводырь» - развивает чувство ответственности за другого человека.
Игровые приемы, которые учат соучастию, используют и на занятиях. Например, при работе в парах и на занятиях, можно использовать такие задания:
- назови ласково своего соседа;
- посмотреть в глаза друг другу и поздороваться, сказав «Доброе утро».
Игры, направленные на доброжелательные отношения – это:
«Жизнь в лесу» - учит детей сотрудничать между собой без слов.
«Волшебный стул» - воспитывает умение быть ласковым, активизирует в речи детей нежные и ласковые слова
«Волшебники» - воспитывает доброжелательные отношения друг к другу, умение проявлять заботы и внимание.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты:
Сюжет – то есть деятельность, которую отражают дети в своих играх.
Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.
В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Строительные игры
Следующий вид игры, который можно использовать в своей работе, строительная игра, это игра с использованием строительного материала. Строительные игры помогают детям, развить чувство коллектива, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, а также умение договариваться, помогать друг другу, ведь все эти качества немаловажный аспект в развитии духовно – нравственных качеств ребенка, ведь если ребенок научился помогать сверстнику, он научится помогать и остальным.
Театрализованные игры
Театрализованные игры (игры драматизации) – они делают возможным знакомство детей с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Зрелищность театрализованных игр вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Подвижные игры
Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность.
Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с радостью принимают в них участие как в роли ведущего, так и в роли игроков, дети с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что именно они будут достойны водить.
Дидактические игры
Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.
Дидактическая игра – это игра направлена на получение конкретного результата.
У детей формируются духовно - нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Развитие дошкольника лежит через художественную литературу. Ребенок стремится подражать героям, которые ему нравятся, переносят все это на игру, и проживая жизнь героя в игре, получают духовный и нравственный опыт. Ушинский считал, что литература, с которой встречается впервые ребенок, должна вводить его в мир народных чувств, народной жизни. Такая литература приобщает ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, это устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Сказки детям помогают отличать добро и зло, дети начинаю понимать, что хорошо, а что плохо. Сказка осуждает такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряет смелость, трудолюбие и верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Каждая сказка учит ребенка быть дружелюбным, трудолюбивым. Усиливает воспитательную суть сказки музыка. По мнению ученого Буре, музыка является одним из наиболее эффективных путей эстетического воспитания, так как отражает состояние внутреннего мира человека, влияет на формирование нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, музыка воодушевляет и сплачивает на совместную деятельность. Постоянное общение ребенка с музыкой способствует более чуткому и глубокому реагированию на все явления окружающей жизни, в том числе и духовно-нравственной. Роль музыки в сказках заключается в том, что она иллюстрирует основные нравственные истины, формирует убеждения и тем самым вносит незаменимую лепту в процесс становления духовно-нравственного мира ребенка.
В детском саду используются такой жанр устного народного творчества, как потешки. Потешки воспитывают и учат понимать, что хорошо, а что плохо. Также потешки, поговорки, пословицы можно использовать в режимных моментах.
Целесообразно на занятиях в детском саду проводить беседы на нравственные темы. Такие беседы включают в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой произведения, игры и задания. Так же можно провести экскурсию в библиотеки, музеи, другие социальные структуры, познакомить детей с архитектурой, особенностями, их назначения. В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие воспитателей и родителей в деле духовного воспитания проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и родителей.
Духовно-нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения. Можно сказать, что формирование духовно-нравственного воспитания во многом зависит от методов воспитания и от условий, в котором он живет.