Хоханова Олеся
Развитие диалогового общения дошкольников старшего возраста с помощью игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие диалогового общения дошкольников старшего возраста с помощью игры
[/b]
Человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения, культуры диалога. Диалог выступает формой речевого общения. В нем партнеры взаимодействуют посредством знаков языка.
Публикация «Развитие диалогового общения дошкольников старшего возраста с помощью игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Примечательно, что диалогическая форма общения - по сути такая естественная - не дана человеку от природы, то есть диалогу необходимо обучать. Взрослый, являясь носителем культуры, демонстрирует ребенку правила и способы общения, учит его строить продуктивный диалог.
Проблема исследования: стихийно складывающиеся коммуникативные ситуации у детей дошкольного возраста не создают достаточных условий для освоения ими развитых форм диалогического общения. Цель работы:
1. изучить влияние игры на развитие диалогического общения дошкольников.
2. подобрать инструментальные средства для развития диалогического общения в игре и применить их в методике.
Объект исследования: процесс общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: диалогическое общение дошкольников старшего возраста (интерактивный диалог).
Гипотеза исследования: обогащение игровой деятельности детей специально подобранными играми и игровыми занятиями создаст благоприятные условия для развития диалогического общения детей старшего дошкольного возраста, повысит уровень диалогического общения.
Задачи:
1. рассмотреть понятие «диалогическое общение» в современной научной литературе.
2. описать теоретические положения, вскрывающие механизм «диалогического общения».
3. обосновать значимость игры в развитии диалогического общения
дошкольников.
4. разработать методические решения по обогащению игровой
деятельности на основе анализа репертуара игр и приемов развития диалогического общения.
Методы исследования:
- изучение научной литературы;
- теоретические методы анализа, сравнения, обобщения;
- эмпирические методы наблюдения, самооценки, социометрии, диагностики уровня диалогического общения.
Все исследования проводились на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 «Росинка» в старшей группе. В исследовании принимали участие 23 ребенка в возрасте 5-6 лет, из них 11 девочек и 12 мальчиков.
Взгляды различных авторов на общение.
Исследованиями процесса общения занимались многие русские ученые: Ананьев Б. Г., Андреева Г. М., Мясищев В. Н., Бодалев А. А. и др. [1, 2, 3, 6, 11, 17], первоначально определяя его как обмен информацией.
В. Н. Мясищев представляет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. [6]
Б. Г. Ананьев считает общение обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности. [1]
Важнейшим способом общения является диалогическая речь.
Общение дошкольников в игре
По мнению Смирновой Е. О. [18] общение со сверстниками отличается более яркой эмоциональной насыщенностью.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.
Методика игровых занятий, развивающих диалогическое общение.
Описание методики
При разработке методики учитывались рекомендации Смирновой Е. О. ,Арушановой А. Г., Мазепиной Т. Б., Панфиловой М. А. [4, 9, 13, 19] и передовой педагогический опыт.
Методика развития диалогического общения состоит из следующих этапов: диагностический, коррекционный и контрольный.
1. Диагностический этап. Этот этап является самым сложным и в то же время самым важным этапом методики, так как именно от него зависит вся последующая работа. Как мы уже говорили, общение - сложный многогранный процесс.
Лесенка
Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка
Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята.
Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. В случае необходимости следует повторить его.
Для выявления положения детей в группе используются социометрические методы, но в адаптированном, упрощенном варианте. Ребенку предлагается воображаемая ситуация, где он осуществляет выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы.
Капитан корабля
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2. Кого пригласил на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Уровень диалогического общения
Проводится посредством наблюдения за специально организованной игровой деятельностью детей (игры парами). Оценивается по следующим параметрам:
• содержание (ориентировка на взрослого; на ребенка-партнера);
• диалогические отношения (инициативность высказываний; активная ответная позиция);
• средства общения (единичное высказывание; два взаимосвязанных высказывания двух партнеров; три взаимосвязанных высказывания двух партнеров);
2. Коррекционный этап. На данном этапе мы используем следующие методы: игры парами, совместное придумывание (сюжетосложение). Одним из способов объединения, а также совместного диалогического общения, детей является совместное придумывание или сюжетосложение. Этот метод основан на применении схемы сказки, которую выделил В. Я. Пропп [10]:
3. Контрольный этап. Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется в игре с использованием диагностических материалов по определению диалогического общения, выделяемые признаки совпадают с используемыми на диагностическом этапе. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики.
Анализ экспериментальной апробации
Методика развития диалогического общения была апробирована в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №9 «Росинка» в старшей группе. В исследовании принимали участие 23 ребенка в возрасте 5-6 лет 12мальчиков и 11 девочек.
На диагностическом этапе были проведены следующие методики: лесенка, социометрия, измерение уровня диалогического общения.
Результаты проведенной диагностики в старшей группе выглядят следующим образом:
- из общего количества детей
• 18 детей имеют высокую самооценку
• 5 ребенка имеют среднюю (адекватную) самооценку
Полученные результаты свидетельствуют о позитивном опыте общения в группе, об эмоциональном благополучии.
Определение отношения к другим людям (социометрия).
1 - «лидеры» : 13 и более выборов,
2 - «предпочитаемые» - 8 выборов,
3 - «пренебрегаемые» - 2 выбора,
4 - «отверженные» - 0 выборов.
1 и 2 статусные группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе.
Измерение диалогического общения проходило в процессе наблюдения специально организованной игровой деятельности. Данные фиксировались, согласно шкале параметров и показателей.
Заключение
В нашем психолого-педагогическом исследовании были достигнуты следующие результаты:
На диагностическом этапе методики было установлено следующее:
• в группе большинство детей имеют благоприятный статус (21 человек, то есть относятся к категориям «лидеры» и «предпочитаемые». Следовательно, в группе большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками;
• самооценка детей находится в пределах нормы (высокий уровень, но также есть дети, которые имеют адекватную самооценку;
• уровень диалогического общения детей имеет следующее распределение: «высокий» - 13 детей; «средний» - 9 детей; «низкий» - 1 ребенок.
На коррекционном этапе были проведены игры и занятия (игры парами, совместное придумывание, сценарии активизирующего общения).
После выводов, сделанных на основе результатов исследования, можно сформулировать следующие рекомендации:
Нельзя оставлять без внимания детей имеющих низкий уровень диалогического общения. Следует организовать для них индивидуальные занятия, вовлекать в совместные игры.
Для детей с высоким уровнем диалогического общения следует предусмотреть дополнительные занятия, чтобы не допустить понижения достигнутого уровня, потери познавательного интереса.
Итак, в процессе проведенного исследования влияния обогащения игровой деятельности на формирование уровня диалогического общения дошкольников старшего возраста выяснилось, что наша гипотеза подтвердилась.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психология человека. - Санкт-Петербург: 1997, 91 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект пресс, 2000, 376 с.
3. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. - 1998 - №6, с. 86-89
4. Арушанова А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. -1998 - №7, с. 100-105
5. Арушанова А. Г. Сверстники: обучение диалогу// Дошкольное воспитание. - 1999 - №5, с. 68-105
6. Бодалев А. А. Психология о личности. - М. : Изд-во МГУ, 1988, 188 с.
7. Истоки диалога/ Под ред. Арушановой А. Г. - М. : Мозаика-синтез,2003, 215 с.
8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. : Воронеж, 1997, 200 с.
9. Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения ребенка. - Р-на-Д. : Феникс, 2002, 20 с.
10. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. - М. : «Педагогика», 1990, 157 с.
11. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. - М. : Пед. общество России, 2001, 320 с.
12. Мухина В. С. Возрастная психология. - М. : Academia, 2000, 456 с.
13. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М. : 2002, 156 с.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой Т. Н. - М. : «Просвещение», 2000, 165 с.
15. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Школа-пресс, 2000, 528 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт- Петербург. : «Питер», 2000, 720 с.
17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М. : «Школа-пресс», 1995, 384 с.
18. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М. : Школа-пресс, 1997, 384 с.
19. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. - М. : Владос, 2003, 158 с.