Иванова Анастасия Сергеевна
Развитие диалогической речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(1 слайд) - заставка
(2 слайд) Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками.
Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Она выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
В последнее время наметилась тенденция ухудшения речевого общения между людьми и в частности между детьми. Дети уклоняются, а некоторые и совсем не умеют вести диалог, договариваться между собой.
Публикация «Развитие диалогической речи у дошкольников» размещена в разделах
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики).
(3 слайд) С третьего года жизни у ребенка отмечается тесная связь между развитием речи и его самостоятельной игрой. С этого возраста ведущим видом деятельности является игровая деятельность, стимулирующая развитие речи и всех психических процессов ребенка. На данном этапе речевого общения возникает ситуативная форма общения, носящая диалогический характер, представляющая собой вопросы взрослого к ребенку (ребенка к взрослому) и ответы на них
(4 слайд) Дети в возрасте 4 лет еще не владеют распространенными речевыми клише, но уже способны вычленять из речи взрослых необходимые речевые штампы и поддерживать беседу в пределах одного микродиалога, быстро переключаться на другие темы
(5 слайд) К 5 годам дети также продолжают испытывать трудности в поддержании беседы, но они уже способны переносить речевые штампы в типичные ситуации, задавать серию вопросов, часто не соблюдая логической последовательности в построении предложений. Реплики-реакции в диалогической речи у детей становятся расширенными, побуждающими к продолжению беседы.
(6 слайд) Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста проходит более динамично: наблюдаются разговоры более рассудительные, чаще всего познавательного характера. В этот период дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, часто сталкиваюсь с проблемой развития диалогической речи у детей. У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими.
(7 слайд) Можно выделить несколько групп диалогических умений :
1. Собственно речевые умения:
вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; переспрашивать; излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно)
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.
(слайд 8) Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но в свободном общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени его пребывания в детском саду, а возвращаясь домой, он продолжает диалог со своими домашними.
Обучение детей диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.
(слайд 9/1 щелчок) Основной метод формирования диалогической речи – метод разговора (беседы) воспитателя с детьми, (как в повседневной жизни, так и на занятиях). Он состоит в том, что педагог спрашивает, а ребенок отвечает. Следовательно, оба они говорят, своим вопросом педагог побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.
Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания, зависят от возрастных особенностей детей и педагог использует все моменты жизни детского сада для данного способа общения.
Разговоры с детьми могут быть (по любому поводу, в разное время) коллективными (лучшее время – прогулка) и индивидуальными (лучше подходят утренние и вечерние часы).
(слайд 9/2 щелчок) Разговоры (беседы) могут быть преднамеренными (специально организованными, которые планируются воспитателем заранее, и (слайд 9/3 щелчок) непреднамеренными (неподготовленными) – возникающие в свободном речевом общении, как по инициативе детей, так и по инициативе самого воспитателя во время прогулок, игр, режимных процессов.
В свободном речевом общении данный метод чаще всего реализуется как метод неподготовленного диалога через такие приемы,
(слайд 9/4 щелчок) как наблюдение за реальными объектами (к примеру, во время сюжетной игры, прием опоры на словесное представление (в различных режимных моментах и играх, прием опоры на наглядные иллюстрации. В своей речи воспитатель также использует различные общие приемы, такие как пояснения, указания, объяснения и др.
Также для формирования диалогической речи в повседневной жизни используется приём
(слайд 9/5 щелчок) словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у него передать что-либо другому ребенку и т. д. Изначально к таким поручениям привлекают самых общительных детей и дают образец словесной просьбы, а постепенно привлекают и менее активных ребят, а по мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает и ребенок сам выбирает подходящую формулу.
Кроме того целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных (слайд 9/6 щелчок) речевых ситуациях, направленных на формирование навыков составления диалога (развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения и т. п.) Например, воспитатель может сказать: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать» (младшие дошкольники, или предложить старшим дошкольникам выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то, расспросив предварительно партнера.
Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
(слайд 10/1 щелчок) Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
(слайд 10/2 щелчок) В практике детских садов пользуются следующими приемами театрализации:
(слайд 10/3 щелчок) 1) инсценировка-игра (это может быть дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, либо свободный пересказ текста детьми в виде сюжетно-ролевой игры детей);
(слайд 10/4 щелчок) 2) театрализованное представление (в нем участвуют дети в театральных костюмах, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей);
(слайд 10/5 щелчок) 3) кукольный театр (это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек, петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук, вырезные картинки и т. д.).
Не менее важно применять метод имитации при обучении речи детей в процессе выполнения каких-либо бытовых действий или практически любой игры, когда воспитатель вызывает ребенка на диалог и тренирует его в употребление связной диалогической речи, и воспитатель при этом не должен имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).
(слайд 11) Как и в повседневной жизни, эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
(слайд 11/1 щелчок) Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
(слайд 11/2 щелчок) Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах – игры с образными игрушками, когда воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений. Очень часто задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие) : «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».
(слайд 11/3 щелчок) Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
(слайд 11/4 щелчок) Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
(слайд 11/5 щелчок) Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.
Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым: он научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками – область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
(слайд 12) Спасибо за внимание