Алла Богданова
Развитие диалогической речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно
осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно для
разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных
жизненных навыков. Общение можно определить, как передачу информации
и обмен ею.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает
тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребнка
— это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр
Публикация «Развитие диалогической речи у дошкольников» размещена в разделах
мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не
только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое
общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими
красками сферу их ощущений.
Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач
речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих
условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия,
индивидуальных особенностей личности, познавательной активности
ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе
целенаправленного речевого воспитания.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление
коммуникативной функции языка. Ученые — лингвисты называют диалог
первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию
диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для
общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с
восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложныхумений:
внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную
собеседником;
формулировать в ответ собственное суждение;
правильно выражать его средствами языка;
менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
поддерживать определенный эмоциональный тон;
слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.
Наблюдения показали, что у детей 2-5 лет выраженная потребность в
самопрезентации, но вместе с тем имеются большие трудности в общении.
Особенно это касается дошкольников с речевыми нарушениями. Таким
образом, проблема формирования диалогической речи остатся одной из
актуальных в теории и практике логопедии, так как это
во-первых: развитие коммуникативной функции речи, что само по
себе является необходимым условием для успешной социализации,
а во-вторых:диалог можно рассматривать не только как цель, но и как
средство практического овладения языком.
Я работаю в логопедической группе, поэтому всю работу мы строим
совместно с учителем логопедом.
Диалогическую речь у детей мы развиваем в самых разных видах
деятельности: игровой, двигательной, познавательно- исследовательской,
изодеятельности.
Задачи работы по обучению дошкольников диалогу :
Развивать умения понимать разнообразные инициативные
обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
Учить детей вступать в речевое общение различными способами:
сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы;
побуждать партнра по общению к совместной деятельности;
Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой,
жестами;
Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
При планировании содержания работы мы предусматривали их
постепенное усложнение. Вначале наиболее простые задачи, чтобы на их
основе решить более сложные ( например: усваивая разнообразие вопросов по
содержанию, дети вначале учатся задавать вопросы познавательного
характера, а позже вопросы социально – личностного содержания).
Следующим этапом в нашей работе было проектирование работы по
развитию диалогической стороны речи. Работу начинали от простого к
сложному.
Методические примы обучения детей диалогической речи
1. Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
Это наиболее распространнная, общедоступная и универсальная
форма речевого общения в повседневной жизни. Ребенку же она присуща
еще в большей мере. Данный метод является самым естественным методом
приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре
служат коммуникативные мотивы.
В течение дня я разговаривала с каждым ребенком, используя для
этого время прихода в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Тематика
и содержание разговоров определялась задачами воспитания, и зависели от
возрастных особенностей детей.
Аналогичными по степени коммуникативности можно считать и
правильно организованные беседы с детьми (подготовленные разговоры).
Именно поэтому беседы и разговоры воспитателей с детьми
рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного
речевого взаимодействия педагога с детьми.
Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей
с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, жизнью природы,
а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. д.)
2. Для формирования навыков разговорной речи использовали
метод словесных поручений. Можно дать ребенку поручение сходить в
соседнюю группу за книгой, показать новому ребенку игрушки, передать что
– либо родителям и. т. д. при этом давали образец словесной просьбы, иногда
предлагая ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения
способствуют закреплению форм вежливой речи : «если не трудно», «вы не
смогли бы…», «будьте так добры…» и. т. д. На первый взгляд кажется все это
просто использование вежливой формы общения, но у детей на этом этапе
возникали определенные трудности, так как данные формы не используются
дома родителями, да и в детском саду не все формы употребляются.
Поначалу дети забывали. Мы постоянно напоминали и использовали личный
пример вежливого обращения. В конечном итоге дети не только
использовали известные формы, но и придумывали свои.
3. Чтение художественных произведений
Дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалог с
использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не
только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить
разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Нашим учителем логопедом был разработан проект «Сказка шагает
по планете».Долгими веками, как драгоценные сокровища, собирали люди
всей земли сказки, легенды, мифы. Это были истории о добре и зле, любви и
предательстве, волшебстве и богатырской силе. С лучшими из них мы
решили познакомить наших детей.
Цель проекта – развитие диалогической речи ребенка через
кругосветное путешествие по миру сказок, через приобщение ребенка к
чтению художественной литературы
Задачи проекта:
Знакомство с культурным и историческим наследием разных стран.
Воспитание читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать
им, откликаться на прочитанное.
Освоение норм и ценностей общества и развитие внутреннего мира
каждого ребенка.
Формирование компонентов речевой системы.
Также был разработан проект «Ребенок и книга»Конкурс чтецов
«Времена года. Весна»
Цель- воспитание любви к русской поэзии и русской природе.
Задачи: Работа над общими речевыми навыками, диалогической речью.
Коррекция звуковой стороны речи.
Обогащение словарного запаса по теме «Весна».
Обучение связному высказыванию.
4. Для умения слушать чужую речь полезны также игры.
Народная педагогика знает многоподвижных игр, которые строятся как
игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные
диалоги персонажей. Это такие игры, как «Краски»
(Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них, «Почта» ( Цель:
Учить детей задавать вопросы и отвечать на них).
«Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем»(Дети
разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего
партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети
узнали его).
Игра «Гуси-гуси». Поддержание диалога через обмен высказываниями
(вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри
игр, в которых заложены ритуалы приветствия, прощания, обхождения, типа:
- Гуси, гуси!
-Га, га, га!
-Есть хотите?
-Да, да, да! и. т. д.
Наша группа работает по программе «Расту здоровым» (Игровая
речедвигательнаядеятельность)
Цель: развитие диалогической речи через двигательно-координационную
активность детей 6-7 года жизни с ОНР.
Задачи:
учить соизмерять и регулировать динамические параметры
движений артикуляционной, мелкой и общей моторики;
учить поддерживать статическое и динамическое равновесие
общей моторики;
учить выполнять двигательные действия артикуляционной,
мелкой и общей моторики без излишней мышечной
напряженности;
Например по теме «Сад. Огород»
1. Дыхательные упражнения «Чистим лук и плачем», «Кислое яблоко»
2. Пальчиковая гимнастика «У нашего у Гришеньки под окошком вишенки»
3. Координация речи, общей моторики, ритма и темпа движений «Мы
картошки накопали»
4. Подвижная игра «Мимо сада»
5. Большое положительной влияние на развитие диалогического
общения детей оказывают дидактические игры, или игры с
правилами,словесные игры, если при их организации внимание обращается
не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы
взаимодействия друг с другом.
Первое. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать
его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать
по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и
запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем
облике он произвел).
Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь
партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру
«Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме.» партнер должен
откликнуться до окончания счета «раз, два, три».
Для обогащения игрового опыта детей можно использовать любые
игры, например:
Игра «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать
люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного
словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры:
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, называем профессию, а
ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает
человек названной профессии. В: строитель - Дети: строит; повар (варит
(готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает);
уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.
Вариант 2: называем глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
Игра «Один – много» ( Цель: образование существительных множественного
числа)
Условие: сегодня в магазине акция: все товары продаются парами (или
пятерками, и т. д.)
Дайте мне одну конфету, две конфеты, пять конфет
( Цель: образование однокоренных прилагательных мужского, среднего рода
от существительных). Дети покупают в магазине сок и варенье – на коробках
изображения овощей или фруктов.
Получая изображение продукта, дети покупают в магазине масло.
Оливковое масло из оливок, пальмовое масло из плодов пальмы, розовое
масло из лепестков роз, пихтовое масло из хвои пихты и т. д.
Такие настольные, дидактические игры как: лото, домино, разрезные
картинки все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого,
организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика.
Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются
указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы:
Вишня – это фрукт? Телевизор – это мебель? Кукуруза – это овощ?
6. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и
закреплению диалогических умений.
В процессе игры мы много разговариваем с детьми, в результате чего у
ребенка появляется потребность в речевом общении.
Обогащению игровых сюжетовспособствовали проводимые экскурсии и
целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ
иллюстраций, дидактические и театрализованные игры.
Сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее
происходит в некотором условном пространстве. А играющие дети берут на
себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени
этих ролей. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и
манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они
делают. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то
адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому
необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие.
В старшем возрасте линия развития сюжетной игры – игра –
фантазирование.
Мы проводим игры, направленные на умение организовать общение со
сверстниками и взрослыми («В гости в Карлсону», «Строим дом для
Мишки», «Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени
и богаты по содержанию. Здесь мы уже не использовали куклы и другие
игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом, дети были
включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного
возрастасвойственна подражательность, поэтому роль воспитателя
заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя
выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета)
7. Театрализованные игры условно можно разделить на две
подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных
сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна
ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия.
Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не
предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.
Для развития общения со сверстниками и развития диалогической
речи, важное значение имеют обе подгруппы игр.
Мы с детьми организовывали спектакль «Теремок» с ростовыми
куклами, играли в настольный театр «Три поросенка», «Заюшкина избушка»,
играли в кукольный театр «Веселый Петрушка», «Маша и медведь»,
пальчиковый театр «День рождения лягушонка»
При подготовке спектакля большое внимание уделяется
выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция,
интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером.
Опыт участия в организованных театрализованных играх дети
используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по
мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом
сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям
налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога,
действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.
По моим наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше
самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх
с ряжением дети больше любуются собой и говорят для себя.
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок
разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Игрыдраматизации являются одним из видов театрализованных игр. Важно, что в
такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином,
творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и
строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера,
и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим
голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и
переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то,
что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр
происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно
обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие
способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в
соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.
Совместно с педагогами и родителями мы ставили спектакль по
произведению К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», р. н. сказку «Теремок»,
р. н. сказку «Волк и лиса», «Сказка о маленькой елочке»
8. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей,
является совместное рисование иллюстраций к рассказам и сказкам,
коллективные работы.
9 .Традиция взаимодействия и сотрудничества сдетской областной
библиотекой существует уже несколько лет. Сотрудники библиотеки
разработали и провели акции в нашей группе: «Читаем детям о войне»,
«Розовый жираф».
Мы с детьми посетили библиотеку, где прошли мероприятия:
«Путешествие по Самаре», «Детская Самара», «Произведения С.
Маршака», «Произведения А. Н. Толстого».
Также работники детской областной библиотеки показали детям нашей
группы театрализованное представление «Теремок».
10. Проводим работу с родителями. Были подготовлены доклады на
родительские собрания по темам «Общаемся в детском саду и
дома», «Развитие диалогического общения дошкольников», «Общение
детей со сверстниками». Подготовлены консультации для
родителей: «Счастье – это когда тебя понимают», «Поговори со мною,
мама», «С пальчиками играем – речь развиваем «Почему дети
разные?», «Влияние родительских установок на развитие детей», другие.
Мы стараемся тесно общаться с родителями наших
воспитанников. Этому способствовала организация экскурсии в музейусадьбу А. Н. Толстого «Приключение Буратино». Основной целью данной
экскурсии является общение родителей и детей, родителей и педагогов,
педагогов и детей.
Также мы проводим совместные мероприятия в нашей группе,
например «День матери», «Осенний праздник» с выставкой творческих
работ.
Совместно с родителями и детьми готовим атрибуты к спектаклям,
обсуждаем детали костюмов, каждый вносит свои предложения и идеи.
В данный момент мы находимся на этапе, в ходе которого мы подбираем
игры, которые побуждают детей к самостоятельному построению
диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные
игры импровизации, творческие виды игр: театральные и режиссерские игры
с придуманным сюжетом. Режиссерские игры – наиболее сложный этап в
развитии диалогической речи, так как режиссерская игра предполагает
умение фантазировать, рассуждать, развивать и объединять сюжеты,
отражать реальные и сказочные события, поэтому мы только учимся ее
строить.
Особую роль на данном этапе мы отводим словесным играм, которые
помогают правильно направлять речевое поведение детей на создание тех
или иных реплик, умение задавать вопросы и отвечать на них. Это такие
игры как: «Да и нет», «Запрещенное слова», «Вопросы с подсказкой» -
участие в подобных играх требует от дошкольников усилия памяти, мысли,
активизации знаний детей о предметах, природе.