Поцелуйко Наталья Юрьевна
Развитие детского сотрудничества у дошкольников в проектной деятельности
Проект «Наши добрые дела».
Тип проекта : краткосрочный, групповой, практико-ориентированный.
На 1 этапе (мотивационно - целевом) воспитатель организовала актуализацию представлений детей о доброте и добрых делах, и побуждал к постановке цели.
- Воспитатель: Ребята, я вчера работала в другой группе там дети младше вас. И я очень расстроилась, когда увидела, как они себя ведут. Игрушки разбросали, и за собой убирать никто не захотел, попросила помочь полить цветы опять отказались, друг друга целый день обижали, а два мальчика чуть не подрались. Наверно они и дома и на улице и в общественных местах себя так ведут. Я ребята очень устала работать в той группе, а мне придется работать там еще долго, заболела Алена Ивановна воспитатель из этой группы. Она наверно тоже устала, а все потому, что дети не знают что такое доброта и добрые дела.
Публикация «Развитие детского сотрудничества у дошкольников в проектной деятельности» размещена в разделах
-А вы ребята знаете, что такое доброта?
-Что значит быть добрым?
-Какие добрые дела вы совершали, и какие еще хотели бы совершить?
-Кому и как помогаете и почему вы это делаете?
-Как же нам научить детей быть добрыми и отзывчивыми?
Дети активно отвечали на вопросы, но перебивали друг друга. Воспитатель несколько раз делала замечания и говорила о том, что если будем все отвечать хором, ничего не услышим и не поймем. После замечаний воспитателя воспитанники поднимали руки для ответа, но не все, несколько детей так и продолжали перебивать других. Дети пришли к выводу, что нужно слушать друг друга, внимательно и не перебивать.
Воспитатель стимулировала детей к определению цели: Как же мы можем помочь детям быть добрыми и отзывчивыми, если вы сами друг друга перебиваете и не слушаете?
Дети пришли к формулированию, что нужно стараться, учиться не выкрикивать и не перебивать друг друга, а слушать и помогать другим.
В ходе беседы дети предлагали различные варианты помощи детям:
-изготовление альбома «Наши добрые дела»;
-памятки «Наши добрые дела»;
-стенд «Наши добрые дела»;
-книжки-малышки о добрых поступках;
-рисунки;
-аппликация коллективная или индивидуальная;
-семицветик добрых дел;
-дерево добра;
-блокноты с красочной обложкой по данной теме, где дети могут изображать, какие добрые дела они совершили;
-копилка добрых дел (красочно украшенная коробка, в которую дети складывают рисунки или записки, в конце недели можно посмотреть результаты).
Обсуждение закончилось постановкой цели: изготовить копилку добрых дел.
На основном (организационно – исполнительском) этапе воспитатель предложила детям разделиться на пары и нарисовать копилку вдвоем, как они ее представляют.
Но, прежде всего, воспитатель предложила создать правила дружной работы:
- слушать друг друга и не перебивать;
- не спорить, а уметь приводить аргументы;
- наблюдать друг за другом в процессе работы и если требуется помогать друг другу.
- На данном этапе дети работали дружно, перед тем как начать рисовать обсуждали, как лучше это сделать. У некоторых пар были затруднения в работе. Дети спорили и не могли прийти к общему мнению. Воспитатель на примере одной пары показала, как договариваться и прийти к одному мнению. Объяснила, что сначала нужно выслушать друг друга до конца, не перебивая, подумать какой вариант лучше или может быть оба варианта хороши, тогда их можно объединить. После беседы у ребят все получилось. Когда все рисунки были готовы, воспитатель предложила рассказать каждой паре про свою нарисованную копилку, но прежде нужно было снова договориться, как это сделать. На данном этапе вновь возникли проблемы у трех пар, дети перебивали друг друга, не смогли договориться. Воспитатель предложила вариант решения проблемы рассказать по очереди один ребенок начинает другой заканчивает. В других парах эти роли взяли на себя более активные дети из каждой пары, а другие в конце дополняли. Каждая пара представила свою копилку, обсудив все варианты, с помощью воспитателя придумали, как сделать наиболее удачную. Совместно решили распределиться на команды и сделать добрые дела в группе и дома (полить цветы, навести порядок на полках с игрушками, подточить карандаши, починить книжки, мыть посуду и т. д.). А чтобы показать все добрые дела детям помладше решили все фотографировать.
- Воспитатель: Ребята, а это все добрые дела, которые вы знаете? (Нет не все) Давайте поиграем и вспомним, какие еще есть добрые дела.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Дидактическая игра «Найди выход из ситуации»
- Воспитатель: Ребята, я принесла вам картинки. Внимательно посмотрите на них и скажите, что надо сделать, чтобы поступок стал хорошим. Распределитесь на группы по три человека, обсудите и расскажите.
Дети распределились по три человека, один ребенок остался без подгруппы и очень расстроился. Ребята предложили присоединиться к одной из подгрупп.
- Воспитатель: Молодцы ребята вы только, что совершили добрый поступок.
Дети по очереди рассказывали про свои картинки. На данном этапе работы у детей все получилось, сначала они обсудили то, что изображено на картинках и распределили, кто, про что будет рассказывать.
В группе детей во время выполнения дел фотографировал воспитатель, а дома родители. Дети сами распределились на команды и распределили обязанности с помощью воспитателя. Во время работы дети вели себя вежливо и отзывчиво друг с другом, лишь одна пара детей, никак не могла договориться между собой, кто будет поливать цветы, а кто протирать листья. Педагог предложила детям решить эту проблему и договориться между собой и дети решили, что сначала вместе польют цветы, а потом вместе будут протирать листья.
После завершения работы все дети были довольны своей работой, уже начали обсуждать, как они будут приклеивать свои фотографии на копилку добрых дел.
Воспитатель принесла детям большую картонную коробку. Как и было решено заранее детьми, ее сначала обклеили цветной бумагой. Этим занимались пятеро детей, сначала обговорили выбор цвета и каждый ребенок взял себе по одной стороне коробки. На этом этапе дети работали не терпеливо, подгоняя друг друга. Педагог провела беседу о том, что нужно уважать друг друга. Предложила поставить себя на место товарища и подумать, приятно ли когда вам мешают выполнять работу. Далее остальные дети наметили, где будут расположены фотографии и приклеили их по очереди. Очередность решили выбрать считалочкой. Помогали друг другу, если требовалась помощь.
Этот этап закончился подготовкой к презентации. Распределение обязанностей (вступительное слово, кто несет копилку, кто рассказывает про добрые поступки, как использовать копилку добрых дел).
Воспитатель с детьми подарили копилку добрых дел детям из средней группы. Рассказали про добрые дела и как пользоваться этой копилкой.
На заключительном этапе (рефлексивном) воспитатель выяснял, какая цель была поставлена и достигнута ли она.
- Ребята, чему мы хотели научиться? (помогать друг другу, слушать товарища, помогать другим)
- Ребята, что мы с вами сделали? («Копилку добрых дел»)
- У нас получилось это сделать? (Да)
- Ребята, вам понравилась работать вместе? (Да)
- У кого получилось работать по правилам дружной работы?
- Скажите, почему работать в подгруппах легче? (Быстрее, веселее)
-Красивая у вас получилась копилка добрых дел? (Да)
-Что у вас вызвало затруднения? (Распределиться на команды, приклеивать фотографии, вырезать цветную бумагу нужного размера и т. д.)
-А что понравилось больше всего во время работы? (Делать копилку, совершать добрые поступки в группе и дома, дарить копилку и т. д.)
- Ребята, вы большие молодцы. Совершили много добрых дел, а какая у вас копилка замечательная получилась!