Елена Насаева
Развитие детей средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Публикация «Развитие детей средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Приняв группу малышей в возрасте с 2-х до 3-х лет решила изучить методические разработки и педагогические исследования по теме «Театрализованная деятельность в детском саду» и опробовать новые знания на практике.
Изучив:
1. Методические разработки Елены Анатольевны Антипиной Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии.
2. «Методическое руководство и сопровождение театрализованной деятельности» Натальи Додокиной
3. «Театрализованные занятия в детском саду» Майи Давыдовны Маханевой
4. множество интернет – ресурсов
Разработала педагогический Проект «Театрализованная деятельность для первой и второй младших групп». Взяв за основу методическое рекомендации Елены Анатольевны Антипиной.
Цель и задачи моего проекта основаны на миссии, которая отведена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:
В неё входит целый целевой компонент:
1. познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);
2. формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);
3. способствовать развитию творческого потенциала детей;
4. развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);
5. стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе);
6. приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);
7. воспитывать уважение к этому виду искусства.
Если целевой компонент театрализованной деятельности для первой и второй младших групп идентичен, то набор задач варьируется и расширяться для детей 3–4 лет. Это вы видите на слайде в Таблице: задачи театрализованной деятельности в первой и второй младших группах
Дети 1,5–3 лет Дети 3–4 лет
1. воспитывать интерес к театру (за счёт демонстрации возможностей разных видов, например, с помощью театра теней педагог может показать малышам целый зоопарк);
2. создавать оптимальные условия для пробуждения творческой активности ребят (этому способствует оформление театрализованного уголка в группе с возможностью подержать в руках, пощупать кукол разных видов — перчаточных, марионеток);
3. работать над речевым развитием (в первой младшей группе такими продуктивными видами деятельности, к которым относится и театрализация, значительно пополняется пассивный словарь малышей);
4. тренировать координацию движений (взаимодействуя с куклами разных театров, малыш учится тонким движениям);
5. стимулировать двигательную импровизацию (эта задача проще решается не в инсценировках, в которых дети пока ещё двигаются по определённым взрослым точкам, а через взаимодействие с куклами, когда, к примеру, с пальчиковыми птичками малыши «летают» или «прыгают» с зайчиками);
6. создавать эмоционально-положительный климат в группе (основная задача театрализации в первой младшей группе — помочь детям «оторваться» от мамы, то есть отвлечься). 1. учиться оценивать действия того или иного персонажа (к примеру, волк, укравший козлят, поступил плохо, так как напугал малышей и заставил маму волноваться);
2. продолжать развивать заинтересованность театром (например, по возможности начать посещать местный кукольный театр);
3. отрабатывать свободное проявление эмоциональных состояний через мимику, жесты, положение тела;
4. добиваться максимального соответствия персонажу (например, в инсценировке сказки «Курочка Ряба» главная героиня не просто кудахчет, а ещё и передвигается, дёргает шеей, как настоящая курица);
5. дать представление о вековых театральных традициях;
6. расширять не только пассивный, но и активный словарь, добиваясь интонационной выразительности речи малыша;
7. стимулировать малышей придумывать собственные истории, рассказывая и даже показывая свои;
8. тренировать память, мышление;
9. отрабатывать навык объективно оценивать и себя, и других;
10. поощрять желание малышей двигаться, танцевать, создавая собственный пластичный образ (например, танцующих и подпрыгивающих двух беззаботных братьев-поросят, которые не послушали Наф-Нафа в конце лета и не стали строить дом);
11. пытаться применять выученные песни и стихотворения, танцевальные па в самостоятельной театрализованной деятельности.
В планируемые результатах проекта мной были учтены главные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников это:
разнообразие и содержательность тематики;
ежедневное включение театрализованных игр в распорядок дня детей;
максимально возможная активность детей на разных этапах подготовки и проведения игр;
сотрудничество взрослых и детей
последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
В своей группе организовала театрализованную деятельность с различными формами работы:
1. Театрализованные игры
2. Еженедельные театральные пятницы
3. Семейные клубы с участием родителей.
Слайд 8.
Основная цель театрализованной игры : это развитие творческих способностей ребенка, психологическое, развитие речи, на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
Огромно воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. В них дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашей группе нами воспитателями совместно с родителями и администрацией МБДОУ созданы условия, благоприятные для театральной игровой деятельности :
1. В наличие атрибуты для игр-драматизаций
2. Подбораны литературные произведений для детей 2-4 лет
4. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности размещены :
настольный театр.
театр резиновой игрушки.
пальчиковый театр.
декорации.
театр конусной игрушки.
театр на ковролине.
теневой театр.
Маски
Куклы
костюмы
кукольный театр би- ба – бо.
Учитывая поло-ролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Мной составлена картотека театрализованных игр и упражнений … от 2 до 3 лет от 3 до 4 лет В неё вошли 65 игр:
Игры - упражнения для снятия мышечного напряжения они помогают развивать мелкую моторику.
Игры - театрализации с использованием артикуляционной гимнастики. Для обучения детей средствам речевой выразительности.
Игры – драматизации и игры - импровизация диалога. Детям очень интересны, ведь импровизируя они вовлекают в свою игру всех окружающих и сидящих рядом детей. Так - робкий ребёнок становится – общительным, а более активный – должен ждать – потому, что диалог требует выдержки, внимания, слушать и слышать своего партнера по диалогу.
Игры – образы. Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.
Для развития пластической выразительности предлагаю детям:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, обращаю внимание на то, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои неповторимые движения, мимику.
Игры- упражнения для развития выразительной мимики вызывают настоящий восторг малышей:
Ем лимон.
Весёлый медвежонок
Сердитый дедушка.
Лампочка потухла, зажглась.
Грязная бумажка.
Тепло – холодно.
Рассердились на драчуна.
Обиделись.
Мне грустно.
Важным аспектом в данной деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в который включается ребенок.
Вот уже полгода «Театральная пятница» стала неотъемлемой традицией в нашей группе. Каждую неделю мои воспитанники с нетерпением ждут этот день, чтобы снова погрузиться в мир театрального искусства.
Мероприятия «Театральных пятниц» чётко распланированы.
Каждая театральная пятница посвящена определенной тематике. Таких тематики четыре «Сказочный мир», «Музыкальная шкатулка», «Художетсвенное слово», «Народное творчество».
В театральную пятницу по тематике «Сказочный мир» я показывая на различных видах театра детям, сказку (в соответствии с их возрастом, используя при этом различные приёмы активизации творческой и познавательной деятельности. Во время показа стимулирую желание каждого ребёнка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты элемента текста и концовки сказки. Внимание детей фиксирую на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
В театральную пятницу по тематике «Музыкальная шкатулка» привлекаю детей повторять текст вместе с героями песенок, для усложнения игровых заданий использую музыкальные инструменты, что способствует развитию творческого потенциала детей.
Театральная пятница «Художественное слово» подразумевает, выразительное чтение, разучивание стихов с детьми, в месте с героями произведений. Для эффективности данной работы использую схемы ТРИЗ – технологии, малыши лучше запоминают произведение так как в процессе запоминания задействованы о много рецепторов восприятия.
Театральная пятница «Народное творчество» самые ожидаемые детьми они организуется и проводится совместно с музыкальным руководителем. Примеряя на себя роли героев народных потешек, песен, хороводных, музыкальных игр, дети формируют навыки коллективного взаимодействия и просто веселятся.
Театральная пятница - это день, когда все наши воспитанники сияют от восторга и радости. Они погружаются воображаемый мир, где могут быть кем угодно и где все возможно. Они учатся творить и преображать, раскрывая свои лучшие качества и способности.
В нашей группе сложились крепкие дружеские связи, взаимодействие между детьми и взрослыми, ежемесячно проходят семейные клубы два из них были связаны с театрализованной деятельностью.
На первом силами родителей и воспитателей был организован кукольное представление театра би-ба-бо «Заюшкина избушка».
Второй был проведён в форм е арт – терапии включают в себя изо-терапию и декоративно-прикладное творчеств дети и родители изготавливали героев для кукольного спектакля, создавали декорации, а потом сами его сыграли. Это объединило детей и взрослых.
Результаты педагогического проекта в динамике вы видите на слайде
Педагогический проект ещё не закончен промежуточные итоги показали динамику изменений качественных показателей детей
1. Увеличение словарного запаса детей на 9,1%
2. Улучшение памяти 1,4%
3. Улучшение внимания 8,8%
4. Положительные изменение звуковой культура речи на 5%
Продукт которые мы создали реализуя проект
Выставка коллажа по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и Театральная постановка «Заюшкина избушка»
Выставка работ «Моя любимая сказка».
Не большой опыт работы по театрализованной деятельности распространён мной в детском саду среди своих коллег-единомышлеников. Проведён мастер-класс «Театрализованные игры», подготовлен доклад «Театр для малышей» для педагогического совета, где рассказала коллегам актуальность этого направления искусства, о своих разработках, и как интересно проводить занятия по театральной деятельности. Делилась своими личными разработками и перенимала опыт других педагогов. Разработала ряд консультаций для родителей по данной теме. Опубликовала свой опыт на интернет ресурсе «МААМ».
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность дает положительные результаты: у ребят активизируется и обогащается словарный запас, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают много положительных эмоций.
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником!